Регистрация
Посейте поступок — пожнете привычку, посейте привычку — пожнете характер, посейте характер — и вы пожнете судьбу
Уильям Теккерей
Сертификат владельца сайта
Сертификат владельца сайта https://www.ten-technology.ru/
Сейчас на сайте: 1

Версия для слабовидящих

Учебный проект как средство оценивания


 

“Учебный проект как средство оценивания”

Тен И.С., учитель технологии

МАОУ «СОШ с. Дачное»

Корсаковского городского округа Сахалинской области

 

Система оценки результатов учебно-проектной деятельности школьников является частью системы оценки и управления качеством образования в образовательной организации. В ней защита итогового индивидуального проекта является основной процедурой итоговой оценки достижения метапредметных результатов.

Итоговый проект является учебным, выполняемым обучающимся в рамках одного или нескольких учебных предметов с целью продемонстрировать свои достижения в самостоятельном освоении содержания избранных областей знаний и (или) видов деятельности и способность проектировать и осуществлять целесообразную и результативную деятельность (учебно-познавательную, конструкторскую, социальную, художественно-творческую, иную).

Примерная основная образовательная программа основной школы  предполагает, что результатом (продуктом) проектной деятельности может быть:

  • а) письменная работа (эссе, реферат, аналитические материалы, обзорные материалы, отчеты о проведенных исследованиях, стендовый доклад и др.);
  • б) художественная творческая работа (в области литературы, музыки, изобразительного искусства, экранных искусств), представленная в виде прозаического или стихотворного произведения, инсценировки, художественной декламации, исполнения музыкального произведения, компьютерной анимации и др.;
  • в) материальный объект, макет, иное конструкторское изделие;
  • г) отчетные материалы по социальному проекту, которые могут включать как тексты, так и мультимедийные продукты.

Требования к организации проектной деятельности, к содержанию и направленности проекта, а также критерии оценки проектной работы разрабатываются с учетом целей и задач проектной деятельности на данном этапе образования и в соответствии с особенностями образовательной организации. Общим требованием ко всем работам является необходимость соблюдения норм и правил цитирования, ссылок на различные источники.

Защита итогового проекта осуществляется в процессе специально организованной деятельности комиссии образовательной организации или на школьной конференции. Результаты выполнения итогового проекта оцениваются по итогам рассмотрения комиссией представленного продукта с краткой пояснительной запиской, презентации обучающегося и отзыва руководителя.

А вот защита текущих проектов может быть организована в соответствии с регламентом, предусмотренным в локальном акте школы — «Положении об организации и оценивании учебных и социальных проектов школьников».

Итак, проектная деятельность школьников, как и любая другая учебно-познавательная работа, должна получить оценку.

В каждой образовательной организации может быть разработана собственная методика оценивания результатов текущего учебного проектирования школьников, которую необходимо закрепить в локальном акте школы.

В Примерной основной образовательной программе основной школы в редакции 2015 года не предусмотрено описание содержания оценочных процедур по результатам учебно-проектной деятельности. Однако такое описание есть в Примерной основной образовательной программе образовательного учреждения в редакции 2011 года, и оно не утратило своей актуальности. В частности, в разделе 1.3.3 приводился ряд критериев оценки индивидуального проекта школьника:

1. Способность к самостоятельному приобретению знаний и решению проблем проявляется в умении поставить проблему и выбрать адекватные способы ее решения, включая поиск и обработку информации, формулировку выводов и (или) обоснование и реализацию/апробацию принятого решения, обоснование и создание прогноза, модели, макета, объекта, творческого решения и т. п. Этот критерий в целом включает оценку сформированности познавательных учебных действий.

2. Сформированность предметных знаний и способов действий характеризуется умением раскрыть содержание работы, грамотно и обоснованно в соответствии с рассматриваемой проблемой/темой использовать имеющиеся знания и способы действий.

3. Сформированность регулятивных действий проявляется в умении самостоятельно планировать и управлять своей познавательной деятельностью во времени, использовать ресурсные возможности для достижения целей, осуществлять выбор конструктивных стратегий в трудных ситуациях.

4. Сформированность коммуникативных действий предполагает наличие умения ясно изложить и оформить выполненную работу, представить ее результаты, аргументированно ответить на вопросы.

Для описания результатов выполненного проекта, считают составители примерной основной образовательной программы, может быть применен один из двух подходов: а) интегральный, или уровневый, и б) аналитический.

Применение интегрального подхода предполагает, что уровень сформированности навыков проектной деятельности определяется путем оценивания всей совокупности основных элементов проекта по каждому из приведенных выше критериев, т. е. отдельно оценивается сам полученный в результате осуществления проекта продукт, пояснительная записка к нему, отзыв и презентация или защита. Во всяком случае, такие рекомендации содержатся в примерной основной образовательной программе для 5—9-х классов.

В этом случае предлагалось выделять два уровня формирования навыков проектной деятельности: базовый и повышенный. Основное отличие уровней — в степени самостоятельности школьника-проектировщика. Так что процедура сводится к выявлению и фиксации того, какие операции в ходе выполнения учебного проекта ученик выполняет самостоятельно, а какие — с помощью учителя, руководителя проекта. Примерное описание каждого из приведенных выше критериев дается в табл. 6.2.

Таблица 6.2

Критерии оценки индивидуального проекта школьника

Крите-

рий

Уровень сформированности навыков проектной деятельности

Базовый

Повышенный

Самостоятельное приобретение знаний и решение проблем

Работа в целом свидетельствует о способности самостоятельно с опорой на помощь руководителя ставить проблему и находить пути ее решения; приобретать новые знания и (или) осваивать новые способы действий, достигать более глубокого понимания изученного

Работа в целом свидетельствует о способности самостоятельно ставить проблему и находить пути ее решения; свободно владеть логическими операциями, навыками критического мышления, умением самостоятельно мыслить; на этой основе приобретать новые знания и (или) осваивать новые способы действий, достигать более глубокого понимания проблемы

Знание

предмета

Демонстрируется понимание содержания выполненной работы. В работе и ответах на вопросы по содержанию работы отсутствуют грубые ошибки

Демонстрируется свободное владение предметом проектной деятельности. Ошибки отсутствуют

 

Регулятивные

действия

Продемонстрированы навыки определения темы и планирования работы. Работа доводится до конца и представляется комиссии; некоторые этапы выполняются под контролем и при поддержке руководителя. При этом проявляются отдельные элементы самооценки и самоконтроля обучающегося

Работа тщательно планируется и последовательно реализуется, своевременно проходятся все необходимые этапы обсуждения и представления. Контроль и коррекция осуществляются самостоятельно

Коммуникация

Демонстрируются навыки оформления проектной работы и пояснительной записки, а также подготовки простой презентации

Тема ясно определена и пояснена. Текст/пояснение строго структурированы. Все мысли выражены ясно, логично, последовательно, аргументированно. Работа/сооб- щение вызывает интерес

Решение о том, что проект выполнен на повышенном уровне, принимается при условии, что: 1) такая оценка выставлена комиссией по каждому из трех предъявляемых критериев, характеризующих сформированность метапредметных умений (способности к самостоятельному приобретению знаний и решению проблем, регулятивных действий и коммуникативных действий); сформированность предметных знаний и способов действий может быть зафиксирована на базовом уровне; 2) ни один из обязательных элементов проекта (продукт, пояснительная записка, отзыв руководителя или презентация) не дает оснований для иного решения.

Решение о том, что проект выполнен на базовом уровне, принимается при условии, что: 1)такая оценка выставлена комиссией по каждому из предъявляемых критериев; 2) продемонстрированы все обязательные элементы проекта: завершенный продукт, отвечающий исходному замыслу, список использованных источников, положительный отзыв руководителя, презентация проекта; 3) даны ответы на вопросы.

Отметку за выполнение учебного проекта составители примерной основной образовательной программы для 5—9-х классов предлагают выставлять в графу «Проектная деятельность» или «Экзамен» в классном журнале и личном деле. В аттестате об основном общем образовании отметка выставляется в свободную строку.

В случае необходимости отбора выпускников 9-х классов в профильные 10-е классы «может использоваться аналитический подход к описанию результатов, согласно которому по каждому из предложенных критериев вводятся количественные показатели, характеризующие полноту проявления навыков проектной деятельности. При этом, как показывает теория и практика педагогических измерений, максимальная оценка по каждому критерию не должна превышать 3 баллов. При таком подходе достижение базового уровня (отметка «удовлетворительно») соответствует получению 4 первичных баллов (по одному баллу за каждый из четырех критериев), а достижение повышенных уровней соответствует получению 7—8 первичных баллов (отметка «хорошо») или 10—12 первичных баллов (отметка «отлично»)».

Результаты учебного проектирования могут быть оценены с различных позиций: 1) какую роль оно играет в образовательном процессе школы и как соотносится с другими видами образовательной деятельности учащихся; 2) как влияет на эффективность обучения; 3) как развивает личность школьника. Так что логично предположить, что, разрабатывая программу и процедуру оценивания, руководителям школ и учителям в первую очередь необходимо учитывать обучающий и развивающий потенциал проектных работ. Поэтому в процедуру оценивания следует обязательно включить измерение определенных показателей личностного развития, уровня достижения метапредметных результатов, что выражается в формировании определенных универсальных учебных действий, а также учитывать данные о формировании у школьников-проектировщиков тех или иных предметных компетентностей.

Методика комплексной оценки результатов проектирования должна включать следующие конкретные критерии оценивания учебно-проектной работы учащихся:

  • — актуальность темы проекта, ее практическая значимость;
  • — соответствие содержания проекта выбранной теме, поставленной цели и задачам;
  • — наличие концепции проекта и авторской позиции проектировщика;
  • — самостоятельность в выборе материала и проведении исследовательских процедур;
  • — корректность применяемых исследовательских методик;
  • — соответствие выводов полученным результатам;
  • — культура презентации проекта [405].

Можно воспользоваться и другими критериями проектных работ, такими как:

  • — социальная значимость (актуальность) проблемы, решаемой в ходе проектной работы;
  • — адекватность созданного продукта — исследовательского проекта решению поставленной проблемы;
  • — глубина и оригинальность решения проблемы (учитывается изученная литература, корректность методов исследования, разработка конечного продукта);
  • — соответствие продукта поставленным целям проектной работы;
  • — оформление, исполнение продукта, апробация продукта;
  • — презентация продукта (учитываются умения сделать доклад, продемонстрировать продукт, аргументированно отвечать на вопросы, отстаивать свою точку зрения в ходе дискуссии);

— работа в группе (упитывается личный вклад в проект каждого участника, умение продуктивно взаимодействовать с другими участниками проекта) [1].

Эти критерии окажут содействие при оценке проектной работы школьников как самим учителям — руководителям проектов, так и привлеченным экспертам. К их числу могут относиться другие учителя школы, преподаватели вузов или студенты-практиканты.

Сами школьники также могут принять участие в оценивании проектов своих товарищей, но перед этим они должны получить четкие инструкции. Можно предложить следующие параметры внешней оценки проекта:

  • — значимость и актуальность выдвинутых проблем;
  • — корректность используемых методов исследования, обработки получаемых результатов;
  • — активность каждого участника в соответствии с его индивидуальными возможностями; коллективный характер принимаемых решений (для групповых проектов);
  • — необходимая и достаточная глубина проникновения в проблему;
  • — доказательность принимаемых решений, умение аргументировать заключения, выводы;
  • — корректность оформления результатов выполненного проекта;
  • — умение отвечать на вопросы, лаконичность и аргументированность ответов;
  • — характер реакции на замечания и предложения участников обсуждения.

Для оценивания проектов своих товарищей школьники могут воспользоваться соответствующими таблицами (оценочными листами) или схемами. Можно, например, предложить учащимся заполнить графы представленного в табл. 6.3 оценочного листа, расширив или сократив число оцениваемых показателей проекта.

Таблица 6.3

Оценочный лист. Анализ и оценка качества результатов учебного проектирования

Оцениваемые аспекты качества подготовки и презентации индивидуального проекта

Баллы

  • (1 — низкий уровень,
  • 2 — средний уровень,
  • 3 — высокий уровень)

1.

Оптимальность выбора темы

 

2.

Актуальность выбранной темы

 

3.

Использование научной, специальной и справочной литературы

 

4.

Качество отобранного фактического материала

 

 

Оцениваемые аспекты качества подготовки и презентации индивидуального проекта

Баллы

  • (1 — низкий уровень,
  • — средний уровень,
  • — высокий уровень)

5.

Уровень анализа фактического материала

 

6.

Уровень интерпретации полученных данных

 

7.

Глубина проведенного исследования

 

8.

Научность предложенной концепции

 

9.

Оригинальность концепции

 

10.

Логика построения доклада-презентации

 

11.

Соответствие содержания доклада заявленной теме

 

12.

Выразительность и лаконичность речи

 

13.

Степень взаимодействия с аудиторией

 

14.

Развитость чувства времени в ходе презентации, доклада

 

15.

Активность при подготовке группового и коллективного проекта

 

16.

Активность при обсуждении докладов других участников проекта

 

17.

Готовность к разработке и осуществлению коллективного проекта с разными категориями

 

ВСЕГО

 

Можно критериально оценивать выполнение учебного проекта, основываясь на том, что ведущими компонентами, включенными в качестве критериев, являются:

  • — содержательный компонент;
  • — деятельностный компонент;
  • — результативный компонент.

В каждом из указанных критериев выделяют отдельные элементы- составляющие, для которых предложены баллы для оценивания каждого из них. Приведем полную систему оценивания учебного проекта (табл. 6.4) Критерии оценивания выполнения учебного проекта

Компонент проектной деятельности

Элемент компонента критерия проектной деятельности

Балл

Содержательный компонент

Значимость выдвинутой проблемы и ее адекватность изучаемой тематике;

0—2

правильность выбора используемых методов исследования;

0—2

глубина раскрытия проблемы, использование знаний из других областей;

0—2

доказательность принимаемых решений;

0—2

наличие аргументированных выводов и заключений

0—2

Деятельностный компонент

Степень индивидуального участия каждого исполнителя в ходе выполнения проекта;

0—2

характер взаимодействия участников проекта

0—2

Результативный компонент

Форма предъявления проекта и качество его оформления;

0—2

презентация проекта;

0—2

содержательность и аргументированность ответов на вопросы оппонентов;

0—2

грамотное изложение самого хода исследования и интерпретация его результатов;

0—2

новизна представляемого продукта проекта

0—2

Максимальный балл

24

Примечание. О баллов — отсутствие данного компонента; 1 балл — наличие данного компонента; 2 балла — высокий уровень представления данного компонента.

Для перевода баллов в традиционную пятибалльную систему оценивания может быть использована следующая шкала:

Отметка

«2»

«3»

«4»

«5»

Баллы

0—6

7—12

13—18

19—24

Следует также заметить, что одним из важных факторов, который следует учитывать при организации, а в дальнейшем и при оценивании результатов проектной деятельности, является уровень сформированное™ исследовательских и общеучебных умений учащихся. Предложенные интервалы баллов могут быть соотнесены с нижеприведенными характеристиками уровней сформированности исследовательских умений (табл. 6.5).

Уровни развития проектно-исследовательских умений

Уровень

сформированное™

умений

Характеристика уровня

Исходный уровень 0—6 баллов

Низкий интерес к ведению проектной работы, отсутствие знаний об этапах и содержании проектной деятельности, об использовании умений исследовательской деятельности; опора на помощь наставника, не высказывает собственных идей, предложений по планированию этапов работы

Начальный уровень 7—12 баллов

Умение выявлять проблему и формулировать тему с помощью педагога, предлагать варианты решения проблем и планировать действия с помощью учителя; выполняет отдельные этапы исследования по указанию, действия по аналогии или с участием учителя на всех этапах, вызывающих затруднение; владение основами знаний организации исследовательской работы

Продуктивный уровень 13—18 баллов

Устойчивый интерес к проведению самостоятельного исследования; умение самостоятельно сформулировать тему, цели и задач исследования, составить план исследования, и осуществить основные этапы с помощью учителя, владение основными видами универсальных учебных действий (УУД)

Креативный уровень 19—24 балла

Устойчивая мотивация к проведению исследований, готовность самостоятельно и творчески подходить к выбору темы проекта, умение формулировать ее, ставить цели, задачи, планировать порядок действий, находить разнообразные пути решения поставленных задач, умение оригинально оформить и представить результат деятельности

Таким образом, в отличие от стандартизированных процедур оценки достижения планируемых результатов образовательной деятельности (ОГЭ и ЕГЭ), именно учебный проект может быть использован в качестве средства комплексной оценки образовательных достижений учащихся по предметам естественнонаучного цикла. Данный вывод обусловлен разнообразием информационно-коммуникационной и учебно-познавательной деятельности учащихся, которую они осваивают в процессе выполнения учебного проекта.

Причем, что особенно важно в условиях системно-деятельностного подхода, приобретение новых знаний и умений в проектной деятельности происходит в единстве со способами их освоения, а также с возможностью применения полученных знаний в реальных условиях.