Проектный метод обучения в технологии современного урока
Мастер-класс на Методическом объединении учителей технологии, искусства и физической культуры МАОУ_СОШ с. Дачное
Тема: «Проектный метод обучения в технологии современного урока»
Цели:
- ознакомить слушателей с проектной методикой;
- определить своеобразие технологии современного урока на основе использования проектного метода обучения;
- создать пространство для открытого и всестороннего обсуждения проблемы внедрения метода проектов в учебный процесс.
Задачи:
- определить знания слушателей по изучаемой проблеме;
- выявить противоречия;
- продемонстрировать опыт работы по проектной методике;
- оказать реальную помощь участникам мастер-класса в определении задач саморазвития и формирования индивидуальной программы самообразования;
- мотивировать на принятие новой технологии;
Цели участников мастер-класса:
Узнать:
- о перспективах использования проектной методики;
- о методике организации и проведении мастер-классов.
Понять:
- как реализовать проектный метод в рамках различных дисциплин;
- как эффективнее организовать деятельность учащихся при использовании данного метода.
Научиться:
- эффективно применять метод проектов в своей работе;
- формулировать проблемы;
- интересно вести занятия, вовлекать учеников в проектную деятельность;
- планировать деятельность учащихся и преподавателя при разработке образовательного проекта.
Проведение мастер-класса
1. Презентация педагогического опыта
Педагогическую деятельность осуществляю в 5-11 классах в соответствии с учебным планом образовательного учреждения через уроки технологии. Динамика учебных достижений обучающихся технологии с 2013 по 2016 год показала стабильно высокие результаты качества знаний и уровня обученности.
Технологическое образование своих учеников могу определить как деятельностно-творческое. Учащиеся с высокой мотивацией к учебной деятельности, целеустремлённые, обладающие творческой инициативой совершенно естественно переходят на интерактивное обучение, сами выстраивают свою образовательную траекторию, а я только помогаю им в этом.
Применение проектной методики в образовательной области «Технология» предполагает разработку учащимися не менее 1 проекта в год, за исключением тех учеников, которые имеют низкую мотивацию к учению. Для них возможен вариант выполнения творческих работ или работ, выполненных по образу учителя без разработки пояснительной записки.
Наиболее сложные и качественные проекты разрабатывают учащиеся 8,10,11 классов, т.к. школьники овладевают необходимыми знаниями, умениями и навыками, организацией практической деятельности по всей проектно - технологической цепочке - от идеи до её реализации в модели, изделии, услуге.
Любой ученик может обратиться за консультацией. Консультирую по проектной методике или по выполнению какой-либо творческой работы.
Все вышеизложенные факты свидетельствуют, что моя педагогическая деятельность обеспечивает свободную творческую, эвристическую деятельность моих воспитанников и способствует раскрытию моего собственного творческого потенциала.
Учитывая интересы развития личности каждого ребёнка, считаю, необходимым условием обучения использование педагогических технологий личностно ориентированной направленности, таких как:
- обучение в сотрудничестве;
- метод проектов;
- портфель ученика;
- метод кейсов;
- разноуровневое обучение;
- индивидуальный и дифференцированный подход к обучению;
- новые информационные технологии.
Метод творческих проектов - комплексная методическая система, синтезирующая различные методы обучения, активизирующие творческое мышление, помогающие выработать умения решать новые проблемы и способствующие более продуктивной умственной деятельности, созданию некоего идеального образа и его воплощения в реальном продукте. Это система взаимодействия, педагогического сотрудничества учителя и ученика и учащихся между собой.
Данную методику использую в педагогической практике с 2004 года (12 лет).
С 2004 года мои ученики принимают участие во Всероссийских олимпиадах школьников по технологии. Моя тема самообразования: «Совершенствование форм и методов преподавания предмета «Технология» в условиях внедрения ФГОС».
2. Представление системы метода проектов
Методической основой организации деятельности обучаемых на уроке является методика творческого проектирования. Она соединяет в себе как инженерно-конструкторский (то есть преимущественно рациональный, рассудочно-логический) аспект, так и художественно-эстетический (во многом эмоциональный, интуитивный).
Проектирование изделий с учётом их функционирования включает в качестве обязательного элемента целеполагание, что в свою очередь обеспечивает развитие приёмов мышления. Целеполагание предопределяет именно сознательный поиск, решение проблемы, творческий подход к ней.
При подборе объектов проектной деятельности учитываю основные требования:
- подготовленность учащихся к данному виду деятельности;
- интерес школьников к проблеме;
- практическая направленность и значимость проекта;
- творческая постановка задачи;
- практическая осуществимость проекта.
Главная идея методики проектного обучения состоит в следующем: с большим увлечением выполняется ребенком только та деятельность, которая выбрана им свободно. Лозунг этой деятельности: «все из жизни, все для жизни. В процессе проектной работы ответственность за обучение возлагается на самого ученика как индивида и как члена проектной группы.
Принцип мастер-класса: «Я знаю, как добиться успеха и как создать ситуацию успеха для своих учеников. Я научу вас»
В чем секрет успеха?
«Всякое знание остается мертвым, если в учащихся не развивается инициатива и самодеятельность: учащегося нужно приучать не только к мышлению, но и к хотению» Н.А.Умов
Алгоритм проектной деятельности
1 этап
Организационно-подготовительный
Поиск информации по теме проекта, постановка цели, определение потребности и формулировка задачи
2 этап
Практический
Конструкторский, технологический, продуктивный
3 этап
Заключительный
Анализ полученных результатов, выводы, оформление проекта, защита
Практикум
Паспорт проекта
- Название проекта.
- Полное наименование общеобразовательного учреждения в соответствии с Уставом
- Руководитель проекта.
- Консультанты проекта.
- Учебный предмет.
- Учебные дисциплины, близкие к теме проекта.
- Возраст учащихся.
- Разработчик проекта. Состав проектной группы.
- Тип проекта.
- Заказчик проекта.
- Цель проекта.
- Задачи проекта.
- Вопросы проекта.
- Необходимое оборудование.
- Аннотация (актуальность, значимость, воспитательный аспект,краткое содержание)
- Предполагаемый продукт.
- Этапы работы над проектом.
- Предполагаемое распределение ролей в проектной группе.
Основные компоненты проекта
1. Организационно-подготовительный этап.
- Запуск проекта. Определение потребностей и краткая формулировка задач. Определение темы и цели проекта.
- Набор идей, дизайн-анализ, требования к продукту проектирования, его описание, выбор материалов, оборудования, инструментов, способов исполнения.
2. Практический этап.
- Создание конструкции, моделирование.
- Выполнение упражнений, организация рабочего места, соблюдение условий техники безопасности и культуры труда.
- Технология изготовления продукта проектирования.
- Корректировка действий, самоконтроль, самооценка.
3. Заключительный этап
- Испытание проекта, мини-маркетинговые исследования, анализ проделанной работы и результатов труда, оформление пояснительной записки, защита проекта.
Оценка проектной деятельности
1.Выполнение проекта:
-аргументированность выбора темы, обоснование потребности, практическая направленность проекта и значимость выполненной работы;
-объем и полнота разработок, самостоятельность, материальное воплощение;
-аргументированность предлагаемых решений, подходов;
-качество пояснительной записки: оформление, соответствие стандартным требованиям, качество схем, рисунков.
2. Публичная защита:
-качество доклада: композиция, полнота, убедительность;
-объем и глубина знаний;
-культура речи, манера поведения, использование наглядных средств;
-ответы на вопросы: полнота, аргументированность, убедительность;
-деловые и волевые качества докладчика.
Заключение
Приступая к внедрению метода проектов в образовательную практику, необходимо учесть проблемные моменты, которые могут неизбежно возникнуть на пути. Данная методика подчиняется определенному алгоритму. Алгоритм -это четкая последовательность действий, направленная на достижение поставленной цели.
Проект ориентирован на достижение целей самих учащихся, и поэтому он уникален. Он формирует большое количество универсальных учебных действий, и поэтому он эффективен. Он формирует опыт деятельности, и поэтому он незаменим. Образовательные компетенции ученика будут играть многофункциональную метапредметную роль, проявляющуюся не только в школе, но и в семье, в кругу друзей, в будущих производственных отношениях.
Критерии качества подготовки и проведения мастер-класса
- Презентативность. Выраженность инновационной идеи, уровень ее представленности, культура презентации идеи, популярность идеи в педагогике, методике и практике образования.
- Эксклюзивность. Ярко выраженная индивидуальность (масштаб и уровень реализации идеи). Выбор, полнота и оригинальность решения инновационных идей.
- Прогрессивность. Актуальность и научность содержания и приемов обучения, наличие новых идей, выходящих за рамки стандарта и соответствующих тенденциям современного образования и методике обучения предмета; способность не только к методическому, но и к научному обобщению опыта.
- Мотивированность. Наличие приемов и условий мотивации, включение каждого в активную творческую деятельность по созданию нового продукта деятельности на занятии.
- Оптимальность. Достаточность используемых средств на занятии, их сочетание, связь с целью и результатом (промежуточным и конечным)
- Эффективность. Результативность, полученная для каждого участника мастер-класса. Каков эффект развития? Что это дает конкретно участникам? Умение адекватно проанализировать результаты своей деятельности.
- Технологичность. Четкий алгоритм занятия (фазы, этапы, процедуры), наличие оригинальных приемов актуализации, проблематизации (“разрыва”), приемов поиска и открытия, удивления, озарения, рефлексии (самоанализа, самокоррекции).
- Артистичность. Возвышенный стиль, педагогическая хоризма, способность к импровизации, степень воздействия на аудиторию, степень готовности к распространению и популяризации своего опыта.
- Общая культура. Эрудиция, нестандартность мышления, стиль общения, культура интерпретации своего опыта.