Регистрация
Вы говорите: дети меня утомляют. Вы правы. Вы поясняете: надо опускаться до их понятий. Опускаться, наклоняться, сгибаться, сжиматься. Ошибаетесь. Не от того мы устаем, а от того, что надо подниматься до их чувств. Подниматься, становиться на цыпочки, тянуться. Чтобы не обидеть
Януш Корчак
Сертификат владельца сайта
Сертификат владельца сайта https://www.ten-technology.ru/
Сейчас на сайте: 1

Версия для слабовидящих

Пирография (выжигание по дереву) в художественном оформлении разделочной доски

МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 4 КЛАССА

Цель мастер-класса: приобретение и закрепление навыков работы выжигательным аппаратом  при художественном оформлении изделий из древесины.

Задачи:

  1. Научить учащихся пользоваться выжигательным аппаратом при художественном оформлении изделия из древесины.
  2. Ознакомить с историей выжигания по дереву.
  3. Развивать у учащихся:
  • Внимание;
  • Аккуратность;
  • Исполнительность;
  • Осмысленное выполнение поставленной задачи;
  • Усидчивость;
  • Творческие способности;
  • Самостоятельность.
  1. Прививать умение правильно организовать рабочее место и рабочий процесс.

План урока:

  1. Организационная часть – 3 мин.
  2. Повторение пройденного материала – 5 мин.
  3. Объяснение нового материала – 7 мин.
  4. Практическая работа:
    • Ознакомление с ходом работы – 2 мин.
    • Текущий инструктаж и правила охраны труда  -  3 мин.
    • Самостоятельное выполнение задания учениками – 15 мин.
    • Контроль, взаимоконтроль выполнения работы -  2 мин.
  5. Оценивание работы, отчет учащихся – 5 мин.
  6. Уборка класса, окончание урока – 3 мин.
  7. Проветривание.

 

Оборудование, материалы, инструменты:

  1. Мультимедийная установка (проектор, экран, ноутбук).
  2. Изделия из древесины, ранее подготовленные для выжигания.
  3. Выжигательные аппараты. 
  4. Выставка работ учащихся.  

                                                                                                                                                                                                                                                                                                

Ход урока:

  1. Организационная часть.
    1. проверка готовности;
    2. обеспечение необходимыми материалами, инструментами, оборудованием.
  2. Повторение пройденного материала.

Давайте, ребята, вспомним, из какого материала сделаны наши работы?

Из древесины, из фанеры.

 Что такое древесина?

Древесина – ткань растений, плотный материал, из которого состоят ствол, корни и ветви деревьев. Ствол – множество собранных воедино и натянутых, как струны длинных клеток-трубок, камбия, оболочка которых состоит из целлюлозы.

 Что  собой представляет фанера?

 Фанера – листовой древесный материал, склеенные пластины с перекрестным расположением волокон.

 Какие породы древесины вы знаете?

 Хвойные и лиственные.

Какие свойства древесины вы знаете?

Физические.

Цвет – способность вызывать определенные зрительные ощущения.

Блеск – способность отражать свет.

Плотность – количество массы в единице объема.

Теплопроводность – способность передавать теплоту.

Электропроводность – способность проводить электроток.

Запах – свойство действовать на обоняние.

Влажность – содержание влаги в  массе древесины.

Механические.

Прочность – способность выдерживать нагрузки.

Твердость – способность сопротивляться проникновению более твердых тел.

Упругость – способность восстанавливаться после прекращения действия внешних сил.

Что такое текстура?

Рисунок, получаемый на поверхности древесины после  разрезания древесных волокон.

Обработка древесины.

Резать,  пилить, строгать,  шлифовать, расщеплять, гнуть, править, обжигать.

Художественное оформление изделий из древесины.

Окрашивание, лакирование, вощение, резьба, обжиг,  выжигание.

  1. Объяснение нового материала.

Существует несколько способов выжигания по дереву: пиротипия (горячее печатание клеймами), пирография (горячее рисование), выжигание в горячем песке или на открытом пламени, на солнце увеличительным стеклом, выжигание кислотами, трением на токарном станке.

Выжигание (пирография) – один из самых доступных способов художественной обработки древесины мягких пород (липа, осина, ольха), с маловыраженной текстурой. Этим ремеслом с большим интересом занимаются как дети, так и взрослые. Оно очень полезно в развитии внимательности, аккуратности, усидчивости. Способствует развитию тонкой моторики рук.

В этой технике можно обработать любые изделия. Они сразу становятся яркими и декоративными. В качестве изобразительного материала можно выжечь геометрический или растительный орнамент, цветы, фигурки животных, сюжетные композиции.

Выжигание по дереву известно уже давно. В той или иной форме выжигание по дереву можно встретить в культуре любого народа. Первые предметы быта, украшенные выжженным узором, датируются приблизительно 700 годом до н.э. и обнаружены в Перу.

В средние века в Европе выжигание уже стало не только формой народного творчества, но и искусством. Им занимались многие знаменитые художники Рембрант, Брюйер, Пабло Пикассо, писатель Виктор Гюго.

В старину для выжигания использовали специальные заточенные под определенный узор клейма или металлические стержни, которые накаливали докрасна, а на деревянных панелях домов, балконах, балках, ставнях часто выжигали раскаленной кочергой или шпагой.

В ХХ веке появились первые электрические приборы для выжигания.

В России это одно из популярных ремесел, глубоко связанное с традициями русского народного творчества. Выжигание развивалось параллельно с резьбой, точением, мозаикой, живописными работами. Яркий пример – полхов-майданская, пермогорская росписи (рисунок выжигается, а затем вводятся краски), сергиевская роспись (выжигается на объемных изделиях).

Как правило, выжигание применяется при отделке любых деревянных изделий, которые имеют практическое назначение. Шкатулки и разделочные доски, хлебницы и  солонки, мебель и  сувениры, игрушки и  ложки, рамки, все это можно украсить при помощи выжигания.

Материалом для изделий может служить как массив древесины, так и различные  пиломатериалы (фанера, дерево-стружечные плиты). После выжигания изделия покрываются лаком, вощатся. Также в выжженный рисунок можно вводить краски (водные, масленые), после чего изделия также лакируется или вощатся.

  1. Практическая работа.
    1. Рассмотрим устройство выжигательного аппарата. 

Он состоит из понижающего (до 6-12 вольт) трансформатора, электрошнура и ручки со штифтом, наконечник которого изготовлен из нихромовой проволоки.

Его рабочая часть — перо или штифт (согнутая проволока, разогреваемая электрическим током) — закреплена в пластмассовой ручке. Проволочный штифт позволяет выжигать наиболее сложные сюжеты, добиваться большого разнообразия в техническом исполнении рисунка.

Проволочные штифты разнообразной формы делают из нихромовой и вехралевой проволоки.

Изготовить их очень просто: нарезают проволоку кусочками и плоскогубцами придают нужную форму.

Поверхность, которая соприкасается с деревом, тщательно шлифуют наждачной шкуркой.

Крепятся штифты к ручке по-разному, в зависимости от конструкции - маленькими болтиками, зажимным винтом или при помощи паяния. Во всех случаях штифт должен быть закреплен устойчиво и прочно. Прибор включают в электрическую сеть и переключателем устанавливают необходимую степень накала пера. Начинают работать тогда, когда перо разогреется до темно-красного цвета.

  1. Последовательность работы:

На прошлых занятиях мы с вами подготовили наши работы, произвели:

  • Шлифование поверхности пиломатериала абразивной шкуркой;
  • Разметку изделия по предварительно выбранному и изготовленному шаблону;
  • Выпиливание по контуру изделия с последующей зачисткой кромок.

Сегодня мы поучимся работать с выжигательным аппаратом.

  • Держатель с иглой удерживаем как карандаш, работа напоминает рисование.
    1. Технология выжигания. На нанесенном рисунке сначала ставят точки, затем проводят линии. Чтобы получить тонкую линию, перо электровыжигателя следует передвигать быстро. Толстую линию получают при медленном движении пера. Вести перо следует без нажима.

Рисунок сначала выжигают по внешнему контуру, а потом переходят к внутренним линиям и точкам.

Меняя накал штифта, придавая ему различный наклон, можно добиться глубоко насыщенных линий и едва заметных штрихов, при этом меняется и интенсивность окраски линии от темно-коричневого до светлых желтовато-коричневых тонов.

Нельзя продвигать штифт с особым усилием или неуверенно замедлять его ход по рисунку.

Если края выжженных канавок обуглены, то, видимо, движение штифта было слишком медленное или штифт не в меру перегрет.

Охладить наконечник штифта можно, прикоснувшись им к мраморной плитке или подержав штифт некоторое время в вертикальном положении.

Выжигание ведут сразу в разных частях рисунка. Временно оставляют какой-то участок, переходят к другому, а затем вновь возвращаются к первому.

Это необходимо для того, чтобы не получились промежуточные прожиги, возникающие от сильного нагрева близлежащих частей дерева. Поэтому не стоит сразу выжигать несколько почти соприкасающихся линий или штрихов, прежде чем нажечь новый штрих, нужно дать остыть соседнему.

Выжигая кривые линии или точки, штифт держат перпендикулярно к поверхности доски, а при выжигании прямых линий - наклонно, как карандаш при рисовании.

Если необходимо нажечь (затенить) сравнительно большой участок, сначала выжигают контур (абрис), а затем внутри него жгут широкой стороной штифта. При обработке фона можно пользоваться различными приемами: нанести вертикальные широкие линии и штрихи, точки различной величины или, используя фигурные наконечники, покрыть поверхность квадратами, треугольниками и другими фигурами.

В зависимости от времени воздействия раскаленной иглы на поверхность древесины, также изменяя мощность выжигательного аппарата можно получать различные тона выжигаемого контура, точек и штрихов  (от более светлого к более темному). 

  • Линейное, контурное выжигание – игла передвигается по контуру без отрыва. Прямые, волнистые линии.
  • Тональное выжигание – выполняется  посредством нанесения точек.  Заполнение фона.
  • Штриховое выжигание -  наносятся штрихи в различных направлениях. Также для заполнения фона.
  • Инструктаж по охране  труда.
  • Приступаем к практическому выполнению задания.

Начальным этапом выжигания является тренировочная работа на обрезке доски или фанеры.  Выжигаем линии, штрихи, точки различной толщины, с поворотом иглы в различных направлениях.

После тренировки приступаем к выжиганию, перенесенного на прошлых занятиях контура,   на изделии. Оригинальная разделочная доска, на которой изображены красочные осенние листья, не только украсит интерьер кухни, но и будет полезна в хозяйстве, ведь ее можно использовать и по прямому назначению. Сделать такую вещь совсем не трудно, ведь для этого не надо быть профессиональным художником.

Во время выполнения работы производится контроль качества выполняемой работы со стороны учителя, а также взаимоконтроль.

  1. Оценивание качества. Подведение итогов.

 Применение сравнительного метода. Характеристика и оценивание по следующим критериям: количество выполненной работы, качество, аккуратность. Совместное обсуждение выполненной практической работы. Если есть вопросы и ошибки: совместный их разбор.

  1. Уборка мастерской.
  2.  Проветривание.
  3. Выставка работ.

Урок способствует формированию навыков по обработке древесины, художественному оформлению изделий, освоению навыков работы с выжигательным аппаратом.

На занятии дифференцировались знания и умения, полученные на предыдущих  занятиях, уроках технологии,  физики, ИЗО.

 

Список литературы:

  1. А.М.Гусакова. «Внеклассная работа по труду». Москва.  «Просвещение».
  2. В.И.Коваленко. «Дидактический материал по трудовому обучению». Москва, «Просвещение», 2007г.
  3. В.В.Финягин. « Дерево. Изделия своими руками». Москва, «Астрель» 2001г.

Оборудование.

  1. Оборудование кабинета, ручные деревообрабатывающие инструменты.
  2. Наглядные пособия.
  3. Литература.
  4. Пиломатериал.