–егистраци€
¬оспитание человека начинаетс€ с его рождени€; он еще не говорит, еще не слушает, но уже учитс€. ќпыт предшествует обучению
∆ан-∆ак –уссо
—ертификат владельца сайта
—ертификат владельца сайта http://www.ten-technology.ru/
—ейчас на сайте: 1

¬ерси€ дл€ слабовид€щих

ѕирографи€ (выжигание по дереву) в художественном оформлении разделочной доски

ћј—“≈–- Ћј—— ƒЋя ”„јў»’—я 4  Ћј——ј

÷ель мастер-класса: приобретение и закрепление навыков работы выжигательным аппаратом  при художественном оформлении изделий из древесины.

«адачи:

  1. Ќаучить учащихс€ пользоватьс€ выжигательным аппаратом при художественном оформлении издели€ из древесины.
  2. ќзнакомить с историей выжигани€ по дереву.
  3. –азвивать у учащихс€:
  • ¬нимание;
  • јккуратность;
  • »сполнительность;
  • ќсмысленное выполнение поставленной задачи;
  • ”сидчивость;
  • “ворческие способности;
  • —амосто€тельность.
  1. ѕрививать умение правильно организовать рабочее место и рабочий процесс.

ѕлан урока:

  1. ќрганизационна€ часть – 3 мин.
  2. ѕовторение пройденного материала – 5 мин.
  3. ќбъ€снение нового материала – 7 мин.
  4. ѕрактическа€ работа:
    • ќзнакомление с ходом работы – 2 мин.
    • “екущий инструктаж и правила охраны труда  -  3 мин.
    • —амосто€тельное выполнение задани€ учениками – 15 мин.
    •  онтроль, взаимоконтроль выполнени€ работы -  2 мин.
  5. ќценивание работы, отчет учащихс€ – 5 мин.
  6. ”борка класса, окончание урока – 3 мин.
  7. ѕроветривание.

 

ќборудование, материалы, инструменты:

  1. ћультимедийна€ установка (проектор, экран, ноутбук).
  2. »здели€ из древесины, ранее подготовленные дл€ выжигани€.
  3. ¬ыжигательные аппараты. 
  4. ¬ыставка работ учащихс€.  

                                                                                                                                                                                                                                                                                                

’од урока:

  1. ќрганизационна€ часть.
    1. проверка готовности;
    2. обеспечение необходимыми материалами, инструментами, оборудованием.
  2. ѕовторение пройденного материала.

ƒавайте, реб€та, вспомним, из какого материала сделаны наши работы?

»з древесины, из фанеры.

 „то такое древесина?

ƒревесина – ткань растений, плотный материал, из которого состо€т ствол, корни и ветви деревьев. —твол – множество собранных воедино и нат€нутых, как струны длинных клеток-трубок, камби€, оболочка которых состоит из целлюлозы.

 „то  собой представл€ет фанера?

 ‘анера – листовой древесный материал, склеенные пластины с перекрестным расположением волокон.

  акие породы древесины вы знаете?

 ’войные и лиственные.

 акие свойства древесины вы знаете?

‘изические.

÷вет – способность вызывать определенные зрительные ощущени€.

Ѕлеск – способность отражать свет.

ѕлотность – количество массы в единице объема.

“еплопроводность – способность передавать теплоту.

Ёлектропроводность – способность проводить электроток.

«апах – свойство действовать на обон€ние.

¬лажность – содержание влаги в  массе древесины.

ћеханические.

ѕрочность – способность выдерживать нагрузки.

“вердость – способность сопротивл€тьс€ проникновению более твердых тел.

”пругость – способность восстанавливатьс€ после прекращени€ действи€ внешних сил.

„то такое текстура?

–исунок, получаемый на поверхности древесины после  разрезани€ древесных волокон.

ќбработка древесины.

–езать,  пилить, строгать,  шлифовать, расщепл€ть, гнуть, править, обжигать.

’удожественное оформление изделий из древесины.

ќкрашивание, лакирование, вощение, резьба, обжиг,  выжигание.

  1. ќбъ€снение нового материала.

—уществует несколько способов выжигани€ по дереву: пиротипи€ (гор€чее печатание клеймами), пирографи€ (гор€чее рисование), выжигание в гор€чем песке или на открытом пламени, на солнце увеличительным стеклом, выжигание кислотами, трением на токарном станке.

¬ыжигание (пирографи€) – один из самых доступных способов художественной обработки древесины м€гких пород (липа, осина, ольха), с маловыраженной текстурой. Ётим ремеслом с большим интересом занимаютс€ как дети, так и взрослые. ќно очень полезно в развитии внимательности, аккуратности, усидчивости. —пособствует развитию тонкой моторики рук.

¬ этой технике можно обработать любые издели€. ќни сразу станов€тс€ €ркими и декоративными. ¬ качестве изобразительного материала можно выжечь геометрический или растительный орнамент, цветы, фигурки животных, сюжетные композиции.

¬ыжигание по дереву известно уже давно. ¬ той или иной форме выжигание по дереву можно встретить в культуре любого народа. ѕервые предметы быта, украшенные выжженным узором, датируютс€ приблизительно 700 годом до н.э. и обнаружены в ѕеру.

¬ средние века в ≈вропе выжигание уже стало не только формой народного творчества, но и искусством. »м занимались многие знаменитые художники –ембрант, Ѕрюйер, ѕабло ѕикассо, писатель ¬иктор √юго.

¬ старину дл€ выжигани€ использовали специальные заточенные под определенный узор клейма или металлические стержни, которые накаливали докрасна, а на дерев€нных панел€х домов, балконах, балках, ставн€х часто выжигали раскаленной кочергой или шпагой.

¬ ’’ веке по€вились первые электрические приборы дл€ выжигани€.

¬ –оссии это одно из попул€рных ремесел, глубоко св€занное с традици€ми русского народного творчества. ¬ыжигание развивалось параллельно с резьбой, точением, мозаикой, живописными работами. яркий пример – полхов-майданска€, пермогорска€ росписи (рисунок выжигаетс€, а затем ввод€тс€ краски), сергиевска€ роспись (выжигаетс€ на объемных издели€х).

 ак правило, выжигание примен€етс€ при отделке любых дерев€нных изделий, которые имеют практическое назначение. Ўкатулки и разделочные доски, хлебницы и  солонки, мебель и  сувениры, игрушки и  ложки, рамки, все это можно украсить при помощи выжигани€.

ћатериалом дл€ изделий может служить как массив древесины, так и различные  пиломатериалы (фанера, дерево-стружечные плиты). ѕосле выжигани€ издели€ покрываютс€ лаком, вощатс€. “акже в выжженный рисунок можно вводить краски (водные, масленые), после чего издели€ также лакируетс€ или вощатс€.

  1. ѕрактическа€ работа.
    1. –ассмотрим устройство выжигательного аппарата. 

ќн состоит из понижающего (до 6-12 вольт) трансформатора, электрошнура и ручки со штифтом, наконечник которого изготовлен из нихромовой проволоки.

≈го рабоча€ часть — перо или штифт (согнута€ проволока, разогреваема€ электрическим током) — закреплена в пластмассовой ручке. ѕроволочный штифт позвол€ет выжигать наиболее сложные сюжеты, добиватьс€ большого разнообрази€ в техническом исполнении рисунка.

ѕроволочные штифты разнообразной формы делают из нихромовой и вехралевой проволоки.

»зготовить их очень просто: нарезают проволоку кусочками и плоскогубцами придают нужную форму.

ѕоверхность, котора€ соприкасаетс€ с деревом, тщательно шлифуют наждачной шкуркой.

 реп€тс€ штифты к ручке по-разному, в зависимости от конструкции - маленькими болтиками, зажимным винтом или при помощи па€ни€. ¬о всех случа€х штифт должен быть закреплен устойчиво и прочно. ѕрибор включают в электрическую сеть и переключателем устанавливают необходимую степень накала пера. Ќачинают работать тогда, когда перо разогреетс€ до темно-красного цвета.

  1. ѕоследовательность работы:

Ќа прошлых зан€ти€х мы с вами подготовили наши работы, произвели:

  • Ўлифование поверхности пиломатериала абразивной шкуркой;
  • –азметку издели€ по предварительно выбранному и изготовленному шаблону;
  • ¬ыпиливание по контуру издели€ с последующей зачисткой кромок.

—егодн€ мы поучимс€ работать с выжигательным аппаратом.

  • ƒержатель с иглой удерживаем как карандаш, работа напоминает рисование.
    1. “ехнологи€ выжигани€. Ќа нанесенном рисунке сначала став€т точки, затем провод€т линии. „тобы получить тонкую линию, перо электровыжигател€ следует передвигать быстро. “олстую линию получают при медленном движении пера. ¬ести перо следует без нажима.

–исунок сначала выжигают по внешнему контуру, а потом переход€т к внутренним лини€м и точкам.

ћен€€ накал штифта, придава€ ему различный наклон, можно добитьс€ глубоко насыщенных линий и едва заметных штрихов, при этом мен€етс€ и интенсивность окраски линии от темно-коричневого до светлых желтовато-коричневых тонов.

Ќельз€ продвигать штифт с особым усилием или неуверенно замедл€ть его ход по рисунку.

≈сли кра€ выжженных канавок обуглены, то, видимо, движение штифта было слишком медленное или штифт не в меру перегрет.

ќхладить наконечник штифта можно, прикоснувшись им к мраморной плитке или подержав штифт некоторое врем€ в вертикальном положении.

¬ыжигание ведут сразу в разных част€х рисунка. ¬ременно оставл€ют какой-то участок, переход€т к другому, а затем вновь возвращаютс€ к первому.

Ёто необходимо дл€ того, чтобы не получились промежуточные прожиги, возникающие от сильного нагрева близлежащих частей дерева. ѕоэтому не стоит сразу выжигать несколько почти соприкасающихс€ линий или штрихов, прежде чем нажечь новый штрих, нужно дать остыть соседнему.

¬ыжига€ кривые линии или точки, штифт держат перпендикул€рно к поверхности доски, а при выжигании пр€мых линий - наклонно, как карандаш при рисовании.

≈сли необходимо нажечь (затенить) сравнительно большой участок, сначала выжигают контур (абрис), а затем внутри него жгут широкой стороной штифта. ѕри обработке фона можно пользоватьс€ различными приемами: нанести вертикальные широкие линии и штрихи, точки различной величины или, использу€ фигурные наконечники, покрыть поверхность квадратами, треугольниками и другими фигурами.

¬ зависимости от времени воздействи€ раскаленной иглы на поверхность древесины, также измен€€ мощность выжигательного аппарата можно получать различные тона выжигаемого контура, точек и штрихов  (от более светлого к более темному). 

  • Ћинейное, контурное выжигание – игла передвигаетс€ по контуру без отрыва. ѕр€мые, волнистые линии.
  • “ональное выжигание – выполн€етс€  посредством нанесени€ точек.  «аполнение фона.
  • Ўтриховое выжигание -  нанос€тс€ штрихи в различных направлени€х. “акже дл€ заполнени€ фона.
  • »нструктаж по охране  труда.
  • ѕриступаем к практическому выполнению задани€.

Ќачальным этапом выжигани€ €вл€етс€ тренировочна€ работа на обрезке доски или фанеры.  ¬ыжигаем линии, штрихи, точки различной толщины, с поворотом иглы в различных направлени€х.

ѕосле тренировки приступаем к выжиганию, перенесенного на прошлых зан€ти€х контура,   на изделии. ќригинальна€ разделочна€ доска, на которой изображены красочные осенние листь€, не только украсит интерьер кухни, но и будет полезна в хоз€йстве, ведь ее можно использовать и по пр€мому назначению. —делать такую вещь совсем не трудно, ведь дл€ этого не надо быть профессиональным художником.

¬о врем€ выполнени€ работы производитс€ контроль качества выполн€емой работы со стороны учител€, а также взаимоконтроль.

  1. ќценивание качества. ѕодведение итогов.

 ѕрименение сравнительного метода. ’арактеристика и оценивание по следующим критери€м: количество выполненной работы, качество, аккуратность. —овместное обсуждение выполненной практической работы. ≈сли есть вопросы и ошибки: совместный их разбор.

  1. ”борка мастерской.
  2.  ѕроветривание.
  3. ¬ыставка работ.

”рок способствует формированию навыков по обработке древесины, художественному оформлению изделий, освоению навыков работы с выжигательным аппаратом.

Ќа зан€тии дифференцировались знани€ и умени€, полученные на предыдущих  зан€ти€х, уроках технологии,  физики, »«ќ.

 

—писок литературы:

  1. ј.ћ.√усакова. «¬неклассна€ работа по труду». ћосква.  «ѕросвещение».
  2. ¬.». оваленко. «ƒидактический материал по трудовому обучению». ћосква, «ѕросвещение», 2007г.
  3. ¬.¬.‘ин€гин. « ƒерево. »здели€ своими руками». ћосква, «јстрель» 2001г.

ќборудование.

  1. ќборудование кабинета, ручные деревообрабатывающие инструменты.
  2. Ќагл€дные пособи€.
  3. Ћитература.
  4. ѕиломатериал.