Регистрация
Наилучшим учителем бывает тот, кто пробуждает в нас жедание учиться и доставляет нам средства к этому
Антуан Франсуа Клод Ферран
Сертификат владельца сайта
Сертификат владельца сайта http://www.ten-technology.ru/
Сейчас на сайте: 6

Версия для слабовидящих

МАСТЕР-КЛАСС для 4 класса

Пирография (выжигание по дереву) в художественном оформлении разделочной доски

 

Учитель технологии (технический труд) - Тен Игорь Сергеевич

 

Тема: «Пирография (выжигание по дереву) в художественном оформлении разделочной доски».

Цель мастер-класса: приобретение и закрепление навыков работы выжигательным аппаратом  при художественном оформлении изделий из древесины.

Задачи:

1.Научить учащихся пользоваться выжигательным аппаратом при художественном оформлении изделия из древесины.

2.Ознакомить с историей выжигания по дереву.

3.Развивать у учащихся:

  • Внимание;
  • Аккуратность;
  • Исполнительность;
  • Осмысленное выполнение поставленной задачи;
  • Усидчивость;
  • Творческие способности;
  • Самостоятельность.

4.Прививать умение правильно организовать рабочее место и рабочий процесс.

План :

1.Организационная часть – 3 мин.

2.Повторение пройденного материала – 5 мин.

3.Объяснение нового материала – 7 мин.

4.Практическая работа:

  • Ознакомление с ходом работы – 2 мин.
  • Текущий инструктаж и правила охраны труда  -  3 мин.
  • Самостоятельное выполнение задания учениками – 15 мин.
  • Контроль, взаимоконтроль выполнения работы -  2 мин.

5.Оценивание работы, отчет учащихся – 5 мин.

6.Уборка класса, окончание урока – 3 мин.

7.Проветривание.

Оборудование, материалы, инструменты:

1.Мультимедийная установка (проектор, экран, ноутбук).

2.Изделия из древесины, ранее подготовленные для выжигания.

3.Выжигательные аппараты. 

4.Выставка работ учащихся.  

                                  

Ход мастер-класса:

1.Организационная часть.

1.проверка готовности;

2.обеспечение необходимыми материалами, инструментами, оборудованием.

2.Повторение пройденного материала.

Давайте, ребята, вспомним, из какого материала сделаны наши работы?

Из древесины, из фанеры.

 Что такое древесина?

Древесина – ткань растений, плотный материал, из которого состоят ствол, корни и ветви деревьев. Ствол – множество собранных воедино и натянутых, как струны длинных клеток-трубок, камбия, оболочка которых состоит из целлюлозы.

 Что  собой представляет фанера?

 Фанера – листовой древесный материал, склеенные пластины с перекрестным расположением волокон.

 Какие породы древесины вы знаете?

 Хвойные и лиственные.

Какие свойства древесины вы знаете?

Физические.

Цвет – способность вызывать определенные зрительные ощущения.

Блеск – способность отражать свет.

Плотность – количество массы в единице объема.

Теплопроводность – способность передавать теплоту.

Электропроводность – способность проводить электроток.

Запах – свойство действовать на обоняние.

Влажность – содержание влаги в  массе древесины.

Механические.

Прочность – способность выдерживать нагрузки.

Твердость – способность сопротивляться проникновению более твердых тел.

Упругость – способность восстанавливаться после прекращения действия внешних сил.

Что такое текстура?

Рисунок, получаемый на поверхности древесины после  разрезания древесных волокон.

Обработка древесины.

Резать,  пилить, строгать,  шлифовать, расщеплять, гнуть, править, обжигать.

Художественное оформление изделий из древесины.

Окрашивание, лакирование, вощение, резьба, обжиг,  выжигание.

3.Объяснение нового материала.

Существует несколько способов выжигания по дереву: пиротипия (горячее печатание клеймами), пирография (горячее рисование), выжигание в горячем песке или на открытом пламени, на солнце увеличительным стеклом, выжигание кислотами, трением на токарном станке.

Выжигание (пирография) – один из самых доступных способов художественной обработки древесины мягких пород (липа, осина, ольха), с маловыраженной текстурой. Этим ремеслом с большим интересом занимаются как дети, так и взрослые. Оно очень полезно в развитии внимательности, аккуратности, усидчивости. Способствует развитию тонкой моторики рук.

В этой технике можно обработать любые изделия. Они сразу становятся яркими и декоративными. В качестве изобразительного материала можно выжечь геометрический или растительный орнамент, цветы, фигурки животных, сюжетные композиции.

Выжигание по дереву известно уже давно. В той или иной форме выжигание по дереву можно встретить в культуре любого народа. Первые предметы быта, украшенные выжженным узором, датируются приблизительно 700 годом до н.э. и обнаружены в Перу.

В средние века в Европе выжигание уже стало не только формой народного творчества, но и искусством. Им занимались многие знаменитые художники Рембрант, Брюйер, Пабло Пикассо, писатель Виктор Гюго.

В старину для выжигания использовали специальные заточенные под определенный узор клейма или металлические стержни, которые накаливали докрасна, а на деревянных панелях домов, балконах, балках, ставнях часто выжигали раскаленной кочергой или шпагой.

В ХХ веке появились первые электрические приборы для выжигания.

В России это одно из популярных ремесел, глубоко связанное с традициями русского народного творчества. Выжигание развивалось параллельно с резьбой, точением, мозаикой, живописными работами. Яркий пример – полхов-майданская, пермогорская росписи (рисунок выжигается, а затем вводятся краски), сергиевская роспись (выжигается на объемных изделиях).

Как правило, выжигание применяется при отделке любых деревянных изделий, которые имеют практическое назначение. Шкатулки и разделочные доски, хлебницы и  солонки, мебель и  сувениры, игрушки и  ложки, рамки, все это можно украсить при помощи выжигания.

Материалом для изделий может служить как массив древесины, так и различные  пиломатериалы (фанера, дерево-стружечные плиты). После выжигания изделия покрываются лаком, вощатся. Также в выжженный рисунок можно вводить краски (водные, масленые), после чего изделия также лакируется или вощатся.

4.Практическая работа.

1.Рассмотрим устройство выжигательного аппарата.

 

Он состоит из понижающего (до 6-12 вольт) трансформатора, электрошнура и ручки со штифтом, наконечник которого изготовлен из нихромовой проволоки.

Его рабочая часть — перо или штифт (согнутая проволока, разогреваемая электрическим током) — закреплена в пластмассовой ручке. Проволочный штифт позволяет выжигать наиболее сложные сюжеты, добиваться большого разнообразия в техническом исполнении рисунка.

Проволочные штифты разнообразной формы делают из нихромовой и вехралевой проволоки.

Изготовить их очень просто: нарезают проволоку кусочками и плоскогубцами придают нужную форму.

Поверхность, которая соприкасается с деревом, тщательно шлифуют наждачной шкуркой.

Крепятся штифты к ручке по-разному, в зависимости от конструкции - маленькими болтиками, зажимным винтом или при помощи паяния. Во всех случаях штифт должен быть закреплен устойчиво и прочно. Прибор включают в электрическую сеть и переключателем устанавливают необходимую степень накала пера. Начинают работать тогда, когда перо разогреется до темно-красного цвета.

2.Последовательность работы:

На прошлых занятиях мы с вами подготовили наши работы, произвели:

  • Шлифование поверхности пиломатериала абразивной шкуркой;
  • Разметку изделия по предварительно выбранному и изготовленному шаблону;
  • Выпиливание по контуру изделия с последующей зачисткой кромок.

Сегодня мы поучимся работать с выжигательным аппаратом.

  • Держатель с иглой удерживаем как карандаш, работа напоминает рисование.

3.Технология выжигания.

На нанесенном рисунке сначала ставят точки, затем проводят линии. Чтобы получить тонкую линию, перо электровыжигателя следует передвигать быстро. Толстую линию получают при медленном движении пера. Вести перо следует без нажима.

Рисунок сначала выжигают по внешнему контуру, а потом переходят к внутренним линиям и точкам.

Меняя накал штифта, придавая ему различный наклон, можно добиться глубоко насыщенных линий и едва заметных штрихов, при этом меняется и интенсивность окраски линии от темно-коричневого до светлых желтовато-коричневых тонов.

Нельзя продвигать штифт с особым усилием или неуверенно замедлять его ход по рисунку.

Если края выжженных канавок обуглены, то, видимо, движение штифта было слишком медленное или штифт не в меру перегрет.

Охладить наконечник штифта можно, прикоснувшись им к мраморной плитке или подержав штифт некоторое время в вертикальном положении.

Выжигание ведут сразу в разных частях рисунка. Временно оставляют какой-то участок, переходят к другому, а затем вновь возвращаются к первому.

Это необходимо для того, чтобы не получились промежуточные прожиги, возникающие от сильного нагрева близлежащих частей дерева. Поэтому не стоит сразу выжигать несколько почти соприкасающихся линий или штрихов, прежде чем нажечь новый штрих, нужно дать остыть соседнему.

Выжигая кривые линии или точки, штифт держат перпендикулярно к поверхности доски, а при выжигании прямых линий - наклонно, как карандаш при рисовании.

Если необходимо нажечь (затенить) сравнительно большой участок, сначала выжигают контур (абрис), а затем внутри него жгут широкой стороной штифта. При обработке фона можно пользоваться различными приемами: нанести вертикальные широкие линии и штрихи, точки различной величины или, используя фигурные наконечники, покрыть поверхность квадратами, треугольниками и другими фигурами.

В зависимости от времени воздействия раскаленной иглы на поверхность древесины, также изменяя мощность выжигательного аппарата можно получать различные тона выжигаемого контура, точек и штрихов  (от более светлого к более темному). 

  • Линейное, контурное выжигание – игла передвигается по контуру без отрыва. Прямые, волнистые линии.
  • Тональное выжигание – выполняется  посредством нанесения точек.  Заполнение фона.
  • Штриховое выжигание -  наносятся штрихи в различных направлениях. Также для заполнения фона.

4.Инструктаж по охране  труда.

5.Приступаем к практическому выполнению задания.

Начальным этапом выжигания является тренировочная работа на обрезке доски или фанеры.  Выжигаем линии, штрихи, точки различной толщины, с поворотом иглы в различных направлениях.

После тренировки приступаем к выжиганию, перенесенного на прошлых занятиях контура,   на изделии. Оригинальная разделочная доска, на которой изображены красочные осенние листья, не только украсит интерьер кухни, но и будет полезна в хозяйстве, ведь ее можно использовать и по прямому назначению. Сделать такую вещь совсем не трудно, ведь для этого не надо быть профессиональным художником.

Во время выполнения работы производится контроль качества выполняемой работы со стороны учителя, а также взаимоконтроль.

5.Оценивание качества. Подведение итогов.

 Применение сравнительного метода. Характеристика и оценивание по следующим критериям: количество выполненной работы, качество, аккуратность. Совместное обсуждение выполненной практической работы. Если есть вопросы и ошибки: совместный их разбор.

6.Уборка мастерской.

7. Проветривание.

8.Выставка работ.

Урок способствует формированию навыков по обработке древесины, художественному оформлению изделий, освоению навыков работы с выжигательным аппаратом.

На занятии дифференцировались знания и умения, полученные на предыдущих  занятиях, уроках технологии,  физики, ИЗО.

Список литературы:

1.А.М.Гусакова. «Внеклассная работа по труду». Москва.  «Просвещение».

2.В.И.Коваленко. «Дидактический материал по трудовому обучению». Москва, «Просвещение», 2007г.

3.В.В.Финягин. « Дерево. Изделия своими руками». Москва, «Астрель» 2001г.

Оборудование.

1.Оборудование кабинета, ручные деревообрабатывающие инструменты.

2.Наглядные пособия.

3.Литература.

4.Пиломатериал.

Проектный метод обучения в технологии современного урока

Мастер-класс на Методическом объединении учителей технологии, искусства и физической культуры МБОУ_СОШ с. Дачное

Тема: «Проектный  метод обучения  в технологии  современного урока»

Цели: 

  1. ознакомить слушателей с проектной методикой;
  2. определить  своеобразие   технологии современного урока на основе использования проектного метода обучения;
  3. создать пространство для открытого и всестороннего обсуждения проблемы внедрения метода проектов в учебный процесс.

Задачи: 

  1. определить знания  слушателей  по  изучаемой  проблеме;  
  2. выявить противоречия;
  3. продемонстрировать опыт работы по проектной методике;
  4. оказать реальную помощь участникам мастер-класса в определении задач саморазвития и формирования индивидуальной программы самообразования;
  5. мотивировать  на  принятие  новой технологии;

 

Цели участников мастер-класса:

Узнать:

  • о перспективах использования проектной методики;
  • о методике организации и проведении мастер-классов.

Понять:

  • как реализовать проектный метод в рамках различных дисциплин;
  • как эффективнее организовать деятельность учащихся при использовании данного метода.

Научиться:

  • эффективно применять метод проектов в своей работе;
  • формулировать проблемы;
  • интересно вести занятия, вовлекать учеников в проектную деятельность;
  • планировать деятельность учащихся и преподавателя при разработке образовательного проекта.

 

Проведение мастер-класса

1. Презентация педагогического опыта

Педагогическую деятельность осуществляю в 5-11 классах в соответствии с учебным планом образовательного учреждения через уроки технологии. Динамика учебных достижений обучающихся технологии с 2013 по 2016 год показала стабильно высокие результаты качества знаний и уровня обученности.

Технологическое образование своих учеников могу определить как деятельностно-творческое. Учащиеся с высокой мотивацией к учебной деятельности, целеустремлённые, обладающие творческой инициативой совершенно естественно переходят на интерактивное обучение, сами выстраивают свою образовательную траекторию, а я только помогаю им в этом.

Применение проектной методики в образовательной области «Технология» предполагает разработку учащимися не менее 1 проекта в год, за исключением тех учеников, которые имеют низкую мотивацию к учению. Для них возможен вариант выполнения творческих работ или работ, выполненных по образу учителя без разработки пояснительной записки.

Наиболее сложные и качественные проекты разрабатывают учащиеся 8,10,11 классов, т.к. школьники овладевают необходимыми знаниями, умениями и навыками, организацией практической деятельности по всей проектно - технологической цепочке - от идеи до её реализации в модели, изделии, услуге.

Любой ученик может обратиться за консультацией. Консультирую по проектной методике или по выполнению какой-либо творческой работы.

Все вышеизложенные факты свидетельствуют, что моя педагогическая деятельность обеспечивает свободную творческую, эвристическую деятельность моих воспитанников и способствует раскрытию моего собственного творческого потенциала.

Учитывая интересы развития личности каждого ребёнка, считаю, необходимым условием обучения использование педагогических технологий личностно ориентированной направленности, таких как:

  • обучение в сотрудничестве;
  • метод проектов;
  • портфель ученика;
  • метод кейсов;
  • разноуровневое обучение;
  • индивидуальный и дифференцированный подход к обучению;
  • новые информационные технологии.

Метод творческих проектов - комплексная методическая система, синтезирующая различные методы обучения, активизирующие творческое мышление, помогающие выработать умения решать новые проблемы и способствующие более продуктивной умственной деятельности, созданию некоего идеального образа и его воплощения в реальном продукте. Это система взаимодействия, педагогического сотрудничества учителя и ученика и учащихся между собой.

Данную методику использую в педагогической практике с 2004 года (12 лет).

С 2004 года мои ученики принимают участие во Всероссийских олимпиадах школьников по технологии. Моя тема самообразования: «Совершенствование форм и методов преподавания предмета «Технология» в условиях внедрения ФГОС».

2. Представление системы метода проектов

Методической основой организации деятельности обучаемых на уроке является методика творческого проектирования. Она соединяет в себе как инженерно-конструкторский (то есть преимущественно рациональный, рассудочно-логический) аспект, так и художественно-эстетический (во многом эмоциональный, интуитивный).

Проектирование изделий с учётом их функционирования включает в качестве обязательного элемента целеполагание, что в свою очередь обеспечивает развитие приёмов мышления. Целеполагание предопределяет именно сознательный поиск, решение проблемы, творческий подход к ней.

При подборе объектов проектной деятельности учитываю основные требования:

  • подготовленность учащихся к данному виду деятельности;
  • интерес школьников к проблеме;
  • практическая направленность и значимость проекта;
  • творческая постановка задачи;
  • практическая осуществимость проекта.

Главная идея методики проектного обучения состоит в следующем: с большим увлечением выполняется ребенком только та деятельность, которая выбрана им свободно. Лозунг этой деятельности: «все из жизни, все для жизни. В процессе проектной работы ответственность за обучение возлагается на самого ученика как индивида и как члена проектной группы.

Принцип мастер-класса: «Я знаю, как добиться успеха и как создать ситуацию успеха для своих учеников. Я научу вас»

В чем секрет успеха?

«Всякое знание остается мертвым, если в учащихся не развивается инициатива и самодеятельность: учащегося нужно приучать не только к мышлению, но и к хотению» Н.А.Умов

Алгоритм проектной деятельности

1 этап

Организационно-подготовительный

Поиск информации по теме проекта, постановка цели, определение потребности и формулировка задачи

2 этап

Практический

Конструкторский, технологический, продуктивный

3 этап

Заключительный

Анализ полученных результатов, выводы, оформление проекта, защита

Практикум

Паспорт проекта

  • Название проекта.
  • Полное наименование общеобразовательного учреждения в соответствии с Уставом
  • Руководитель проекта.
  • Консультанты проекта.
  • Учебный предмет.
  • Учебные дисциплины, близкие к теме проекта.
  • Возраст учащихся.
  • Разработчик проекта. Состав проектной группы.
  • Тип проекта.
  • Заказчик проекта.
  • Цель проекта.
  • Задачи проекта.
  • Вопросы проекта.
  • Необходимое оборудование.
  • Аннотация (актуальность, значимость, воспитательный аспект,краткое содержание)
  • Предполагаемый продукт.
  • Этапы работы над проектом.
  • Предполагаемое распределение ролей в проектной группе.

 

Основные компоненты проекта

1. Организационно-подготовительный этап.

  • Запуск проекта. Определение потребностей и краткая формулировка задач. Определение темы и цели проекта.
  • Набор идей, дизайн-анализ, требования к продукту проектирования, его описание, выбор материалов, оборудования, инструментов, способов исполнения.

2. Практический этап.

  • Создание конструкции, моделирование.
  • Выполнение упражнений, организация рабочего места, соблюдение условий техники безопасности и культуры труда.
  • Технология изготовления продукта проектирования.
  • Корректировка действий, самоконтроль, самооценка.

3. Заключительный этап

  • Испытание проекта, мини-маркетинговые исследования, анализ проделанной работы и результатов труда, оформление пояснительной записки, защита проекта.

 

Оценка проектной деятельности

1.Выполнение проекта:

-аргументированность выбора темы, обоснование потребности, практическая направленность проекта и значимость выполненной работы;

-объем и полнота разработок, самостоятельность, материальное воплощение;

-аргументированность предлагаемых решений, подходов;

-качество пояснительной записки: оформление, соответствие стандартным требованиям, качество схем, рисунков.

2. Публичная защита:

-качество доклада: композиция, полнота, убедительность;

-объем и глубина знаний;

-культура речи, манера поведения, использование наглядных средств;

-ответы на вопросы: полнота, аргументированность, убедительность;

-деловые и волевые качества докладчика.

Заключение

Приступая к внедрению метода проектов в образовательную практику, необходимо учесть проблемные моменты, которые могут неизбежно возникнуть на пути. Данная методика подчиняется определенному алгоритму. Алгоритм -это четкая последовательность действий, направленная на достижение поставленной цели.

Проект ориентирован на достижение целей самих учащихся, и поэтому он уникален. Он формирует большое количество универсальных учебных действий, и поэтому он эффективен. Он формирует опыт деятельности, и поэтому он незаменим. Образовательные компетенции ученика будут играть многофункциональную метапредметную роль, проявляющуюся не только в школе, но и в семье, в кругу друзей, в будущих производственных отношениях.

Критерии качества подготовки и проведения мастер-класса

  1. Презентативность. Выраженность инновационной идеи, уровень ее представленности, культура презентации идеи, популярность идеи в педагогике, методике и практике образования.
  2. Эксклюзивность. Ярко выраженная индивидуальность (масштаб и уровень реализации идеи). Выбор, полнота и оригинальность решения инновационных идей.
  3. Прогрессивность. Актуальность и научность содержания и приемов обучения, наличие новых идей, выходящих за рамки стандарта и соответствующих тенденциям современного образования и методике обучения предмета; способность не только к методическому, но и к научному обобщению опыта.
  4. Мотивированность. Наличие приемов и условий мотивации, включение каждого в активную творческую деятельность по созданию нового продукта деятельности на занятии.
  5. Оптимальность. Достаточность используемых средств на занятии, их сочетание, связь с целью и результатом (промежуточным и конечным)
  6. Эффективность. Результативность, полученная для каждого участника мастер-класса. Каков эффект развития? Что это дает конкретно участникам? Умение адекватно проанализировать результаты своей деятельности.
  7. Технологичность. Четкий алгоритм занятия (фазы, этапы, процедуры), наличие оригинальных приемов актуализации, проблематизации (“разрыва”), приемов поиска и открытия, удивления, озарения, рефлексии (самоанализа, самокоррекции).
  8. Артистичность. Возвышенный стиль, педагогическая хоризма, способность к импровизации, степень воздействия на аудиторию, степень готовности к распространению и популяризации своего опыта.
  9. Общая культура. Эрудиция, нестандартность мышления, стиль общения, культура интерпретации своего опыта.

ТЕМАТИЧЕСКИЕ ТЕСТЫ ПО ТЕХНОЛОГИИ

для раздела «Технология создания изделий из древесных и поделочных материалов с использованием плоскостных деталей»

Обработка древесины

5 класс

1 ТЕСТ К ТЕМЕ 1"Рабочее место учащегося"

Дайте ответы на следующие утверждения: "да" или "нет"

 

Да

Нет

Утверждение

 

 

1. В отверстие на крышке верстака вставляется конус.

 

 

2. Лоток находится на крышке верстака.

 

 

3. В подверстачье расположены винтовые зажимы.

 

 

4. Подверстачье - рабочее место под верстаком.

 

 

5. Из лотка не выпадают инструменты.

 

 

6. Крышка верстака деревянная.

 

 

7. Клинья верстака стальные.

 

 

8. Винтовой зажим находится на сиденье.

 

 

9. Передний зажим крепит заготовку спереди.

 

 

10. Зажимается заготовка вращением винта.

 

2 ТЕСТ К ТЕМЕ  2 "Планирование процесса изготовления изделий из древесины"

Дайте ответы на следующие утверждения: "да" или "нет"

 

Да

Нет

Утверждение

 

 

1. Семь раз отрежь - один отмерь.

 

 

2. Деталь получают обработкой заготовки

 

 

3. Технологический процесс изготовления деталей состоит из операций.

 

 

4. Заготовки крепят в зажиме верстака.

 

 

5. Несколько вариантов изделия разрабатывают, чтобы выбрать наихудший.

 

 

6. Операции по обработке древесины выполняет хирург.

 

 

7. Технологический процесс - это последовательность действий с заготовкой.

 

 

8. Соединение деталей в изделие называют сборкой.

 

 

9. Графически изображают заготовки в маршрутной карте.

 

 

10. Изделие может состоять из одной детали.

 

3 ТЕСТ К ТЕМЕ 3 "Графическое изображение изделия"

Дайте ответы на следующие утверждения: "да" или "нет"

 

Да

Нет

Утверждение

 

 

1. Чертеж выполняют карандашом от руки.

 

 

2. Эскизом называют изображение детали на заготовке.

 

 

3. На чертеже проставляют размеры увеличенные или уменьшенные.

 

 

4. Направление волокон при графическом изображении детали не указывается.

 

 

5. Прочитать чертеж можно в правом нижнем углу.

 

 

6. Сплошная толстая линия - линия видимого контура изделия.

 

 

7. Штриховая линия - линия невидимого контура.

 

 

8. Центр отверстия расположен на пересечении штрихпунктирных линий.

 

 

9. При чтении чертежа можно определить размеры изделия.

 

 

10. Главный вид вычерчивают вверху слева листа

 

4 ТЕСТ К ТЕМЕ 4 "Разметка изделий из древесины"

Дайте ответы на следующие утверждения: "да" или "нет"

 

Да

Нет

Утверждение

 

 

1. Разметкой называют нанесение линий контура будущего изделия на бумаге.

 

 

2. Разметочную линию проводят по рискам.

 

 

3. Рейсмус имеет выдвижные ножки без острия.

 

 

4. Радиус круга отмеривают циркулем по линейке.

 

 

5. По шаблону очерчивают контур детали на чертеже.

 

 

6. Размечать деталь можно чертежными инструментами.

 

 

7. Слово "Разметка"  происходит от слова "Метка".

 

 

8. Центр прямоугольной детали можно найти на пересечении диагоналей.

 

 

9. Кромка - широкая сторона заготовки.

 

 

10. Линейкой проводят линию разметки.

 

5 ТЕСТ К ТЕМЕ 7 "Пиление древесины"

Дайте ответы на следующие утверждения: "да" или "нет"

 

Да

Нет

Утверждения

 

 

1. Толщина опилок равна высоте зуба.

 

 

2. Надрез делают по упору.

 

 

3. Наклонные зубья изображены на рисунке 83а.

 

 

4. При поперечном пилении пропил параллелен направлению волокон.

 

 

5. Полотно лучковой пилы натягивается.

 

 

6. Лучковая пила похожа на спортивный лук.

 

 

7. Пилы изготавливают из тонкой стальной полосы.

 

 

8. Зубья пилы прямые - значит не наклонные и симметричные.

 

 

9. Продольным пилением получают бревна.

 

 

10. Поперечным пилением получают доски.

 

6 ТЕСТ К ТЕМЕ 8 "Строгание древесины"

Дайте ответы на следующие утверждения: "да" или "нет"

 

Да

Нет

Утверждение

 

 

1. Стругами строгают, как и ножом, со снятием стружки.

 

 

2. Струг - нож в колодке.

 

 

3. Строгают заготовку до нужной толщины и ширины.

 

 

4. Рубанком перерубают заготовки из древесины.

 

 

5. Фуганок короче рубанка.

 

 

6. Задирающиеся волокна строгают с другой стороны.

 

 

7. Стружколоматель изгибает и надламывает стружку.

 

 

8. Режущая деталь рубанка называется колодкой.

 

 

9. В начале строгания нажимают на заднюю часть рубанка, а в конце - на переднюю.

 

 

10. На сучках древесина строгается лучше.

 

7 ТЕСТ К ТЕМЕ 9 "Сверление древесины"

Дайте ответы на следующие утверждения: "да" или "нет"

 

Да

Нет

Утверждение

 

 

1. Глухие отверстия выходят наружу.

 

 

2. Отверстия сверлят ножами.

 

 

3. Ложечное сверло имеет одну режущую кромку.

 

 

4. Крепятся сверла в зажиме.

 

 

5. Коловорот имеет зубчатый механизм.

 

 

6. У спирального сверла две режущие кромки.

 

 

7. Стружка выходит через канавки сверла.

 

 

8. Диаметр отверстия равен длине сверла.

 

 

9. Сверла изготавливают из стали.

 

 

10. Сверло сверлит только при вращении в одну сторону.

 

8 ТЕСТ К ТЕМАМ 10 - 12 "Соединение деталей гвоздями, шурупами, склеиванием"

Дайте ответы на следующие утверждения: "да" или "нет"

 

Да

Нет

Утверждение

 

 

1. Гвоздями крепят различные детали к деревянным деталям.

 

 

2. Шуруп ввинчивают молотком.

 

 

3. Острая часть гвоздя называется головкой.

 

 

4. Головки шурупов имеют шлицы для ввинчивания отверткой.

 

 

5. Ввинчивают шуруп в направлении против хода часовой стрелки.

 

 

6. При ввинчивании шурупа его нельзя придерживать рукой.

 

 

7. Клеи бывают природного происхождения и синтетические.

 

 

8. Нанесенный на детали клей выдерживают для впитывания в древесину и сгущения.  

 

 

9. Клей наносят на детали клещами.

 

 

10. Клей ПВА  горюч.

 

9 ТЕСТ К ТЕМАМ 13 - 16 "Выпиливание лобзиком, выжигание, зачистка, лакирование изделий"

Дайте ответы на следующие утверждения: "да" или "нет"

 

Да

Нет

Утверждение

 

 

1. Инструмент для выпиливания изделий из фанеры  - лобзик.

 

 

2. Режущей частью лобзика является пилка.

 

 

3. Рамку лобзика сжимают эксцентриковым зажимом.

 

 

4. Лобзиком пилят снизу-вверх.

 

 

5. Электровыжигатель выжигает древесину пламенем.

 

 

6. Поверхности деталей и изделий из древесины зачищают паяльником.

 

 

7. При зачистке поперек волокон древесины образуются риски.

 

 

8. На наждачной бумаге насыпаны зерна стекла.

 

 

9. Лакирование - способ отделки поверхностей деталей.

 

 

10. Лак пожаробезопасен.

«Технология изготовления изделий из тонколистового металла и проволоки».

1 ТЕСТ К ТЕМАМ 1 и 2

Дайте ответы на следующие утверждения: "да" или "нет"

 

Да

Нет

Утверждения

 

 

1. В тисках закрепляют инструменты.

 

 

2. Кинематическая схема тисков показывает передачу движений от рукоятки к губке.

 

 

3. Последовательность изготовления изделия - схема технологического процесса.

 

 

4. Технологическая карта показывает только наименование операций и эскизы деталей.

 

 

5. В технологической карте запланированы все операции по изготовлению детали.

 

 

6. Деталь на металлической заготовке размечают карандашом.

 

 

7. Схема технологического процесса изображает изменения заготовки.

 

 

8. На схеме технологического процесса можно записать применяемые инструменты.

 

 

9. Для изготовления металлических изделий маршрутная карта не применяется.

 

 

10. В тисках нельзя крепить деревянные заготовки.

 

2 ТЕСТ К ТЕМЕ 3 "Тонкие металлические листы и проволока"

Дайте ответы на следующие утверждения: "да" или "нет"

 

Да

Нет

Утверждение

 

 

1. Белая жесть покрыта железом.

 

 

2. Оцинкованный стальной лист покрыт цинком.

 

 

3. Проволока в поперечном сечении всегда круглая.

 

 

4. Тонкую проволоку получают протягиванием через волоку.

 

 

5. Алюминиевая проволока плохо гнется.

 

 

6. Стальная проволока легко гнется.

 

 

7. Из проволоки изготавливают шурупы.

 

 

8. Волока изготавливается из твердого сплава или алмаза.

 

 

9. Из тонких металлических листов изготавливают кузова автомобилей.

 

 

10. Из черной жести изготовлены консервные банки.

 

3 ТЕСТ К ТЕМЕ 4 "Правка металлических листов и проволоки"

Дайте ответы наследующие утверждения: "да" или "нет"

 

Да

Нет

Утверждение

 

 

1. Мягкую проволоку правят молотком.

 

 

2. Деревянная киянка не повреждает проволоку.

 

 

3. Держат заготовку при правке в рукавицах.

 

 

4. Тонкую и мягкую проволоку правят между брусками в тисках.

 

 

5. Мягкие тонкие металлические листы выглаживают.

 

 

6. Выпрямлять длинную изогнутую проволоку безопасно.

 

 

7. Оправку держат в руках.

 

 

8. Острыми кромками металлических листов можно порезать руки.

 

 

9. Толстую и жесткую стальную проволоку выпрямляют на оправке.

 

 

10. Стальной лист выпрямляют между двумя плитами ударом молотка.

 

4 ТЕСТ К ТЕМЕ 5 "Разметка металлических листов  и проволоки"

Дайте ответы на следующие утверждения: "да" или "нет"

 

Да

Нет

Утверждение

 

 

1. Разметка помогает правильно изготовить изделие.

 

 

2. Кольцо на чертилке предназначено для разметки отверстий.

 

 

3. Чертилка предназначена для нанесения разметочных линий на заготовке.

 

 

4. Разметить деталь можно по ее эскизу.

 

 

5. Развертка меньше детали, изготовленной из нее.

 

 

6. Чертилку можно носить в кармане.

 

 

7. На острие чертилки можно надеть предохранительный кембрик из изоляции провода.

 

 

8. Чертилку подают острием к себе.

 

 

9. Циркулем размечают радиусы.

 

 

10. На изображениях отверстий проставляют радиусы.

 

5 ТЕСТ К ТЕМАМ 6-10 "Резка, гибка, соединения металлических листов и проволоки"

Дайте ответы на следующие утверждения: "да" или "нет"

 

Да

Нет

Утверждение

 

 

1. Металлические листы и проволока разрезаются ножницами.

 

 

2. Ножницы бывают правые и левые.

 

 

3. Металлические листы можно разрезать плоскогубцами.

 

 

4. Острые кромки металлических листов зачищают рубанком.

 

 

5. Упругую проволоку приходится сгибать на больший угол.

 

 

6. Из пружины можно получить много колец.

 

 

7. Отгибают листы для фальцевого шва молотком.

 

 

8. Фальцевым швом соединяют кровельные металлические листы на крышах зданий.

 

 

9. Формируют вторую головку заклепки натяжкой.

 

 

10. В каждом листе отдельно просверливают отверстия, а затем листы склепывают.

 

6 ТЕСТ К ТЕМЕ 11 "Сверлильный станок"

Дайте ответы на следующие утверждения: "да" или "нет"

 

Да

Нет

Утверждение

 

 

1.Сверлильный станок - машина для сверления отверстий.

 

 

2. Режущим инструментом сверлильного станка является сверло.

 

 

3. Сверло крепится в электродвигателе.

 

 

4. Кинематическая схема изображает устройство станка.

 

 

5. Винтовая колонка предназначена для поворота шпиндельной бабки.

 

 

6. Сверло вращается рукояткой.

 

 

7. Перестановкой ремня изменяется частота вращения шпинделя.

 

 

8. Мелкие заготовки при сверлении держат в руках.

 

 

9. Защитные очки при сверлении предохраняют глаза от вылетающих стружек.

 

 

10. Стружки при сверлении горячие и острые.

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА.

ТЕХНОЛОГИЯ (технический труд)

 

I- четверть 5 класс

 

Отметить знаком « +» правильный ответ:

1.Как называется участок мастерской с установленным на нем оборудованием?

а)  рабочим местом

б)  местом для работы

в)  местом для занятий

2. Для чего служат пазухи между зубьями пилы ?

а)  для удобства заточки зубьев

б)  для собирания и удаления опилок

в)  для удобства разводки зубьев

3. Как называется природный рисунок на обработанной поверхности древесины?

а)  сердцевинные лучи

б)  рисунок

в)  текстура

4.Как называется вырез, образованный пилой в древесине?

а)  щель

б)  паз

в)  пропил

Ответить на вопросы:

5. Правила ТБ при выполнении операции «строгание».

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6. Перечислите инструменты для ручной обработки древесины.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Практическая работа:

Произвести плоскостную разметку детали прямоугольной формы.

 

Итоговая контрольная работа 5 класс

Обведите кружком букву, соответствующую варианту правильного (нужного) ответа:

(Обработка  древесины, металлов, творческие проекты, , элементы машиноведения)

1. Длинные заготовки при строгании на столярном

верстаке крепят

А. В переднем зажиме.

Б. В заднем зажиме.

В. В подверстачье.

Г. В лотке.

 

2. Рисунок на продольном разрезе древесины

А. Годичные кольца.

Б. Текстура.

В. Лубяной слой.

Г. Камбий.

 

3. Широкая плоскость

пиломатериала

А. Доска.

Б. Брусок.

В. Пласть.

Г. Кромка.

 

4. Наглядное объемное

изображение детали, выполненное от руки с указанием размеров и масштаба 

А. Эскиз.

Б. Технический рисунок.

В. Чертеж.

Г. Главный вид.

5. Законченная часть технологического процесса, выполняемая на одном рабочем месте или на одном станке

А. Заготовка.

Б. Деталь.

В. Операция.

Г. Технологическая карта

6. Наклонные зубья имеют пилы для пиления древесины

А. Поперечного.

Б. Продольного.

В. В стусле.

Г. С упором.

 

7.  Не является составной частью металлического рубанка

А. Колодка.

Б. Шерхебель.

В. Нож.

Г. Стружколоматель.

 

8. Наиболее распространенным сверлом является

А. Ложечное.

Б. Дрель.

В. Коловорот.

Г. Спиральное.

 

9. Чтобы выдернуть забитый и подогнутый гвоздь, его вначале

А. Подгибают на оправке.

Б. Отгибают стамеской или отверткой.

В. Выбивают молотком.

Г. Выравнивают клещами или плоскогубцами.

10. Отверстия под потайные или полупотайные головки шурупов выполняют

А. Шлицем.

Б. Шилом.

В. Отверткой.

Г. Зенковкой или сверлом.

 

11. Природным является клей

А. ПВА.

Б. Казеиновый.

В. БФ.

Г. Эпоксидный.

 

12. Окончательно зачищают поверхность деревянной заготовки

А. Рашпилем.

Б. Мелкозернистой шкуркой.

В. Крупнозернистой шкуркой.

Г. Шерхебелем.

13. Для выжигания на поверхности древесины не применяется

А. Заготовка из липы или ольхи.

Б. Проволочное перо в пластмассовой ручке.

В. Сухая поверхность деревянной заготовки.

Г. Шариковая ручка.

 

14. При выпиливании лобзиком контура фигуры

А. Заготовка должна крепиться в зажиме верстака.

Б. В местах резкого поворота линий контура движение лобзиком прекращают.

В. Заготовку придерживают правой рукой, а левой выпиливают.

Г. Заготовка должна лежать на выпиловочном столике.

15. Лакирование деревянных изделий выполняют

А. Для создания текстуры древесины.

Б. Для обработки шлифовальной шкуркой.

В. Морилками.

Г. Для защиты поверхностей от влаги и гниения.

 

16.  Машиной называют

А. Устройство для передачи или преобразования движений.

Б. Винтовой зажим верстака.

В. Детали общего назначения.

Г. Устройство для облегчения труда человека и преобразования энергии.

 

17. В оборудование рабочего места слесаря не входит

А. Столярный верстак.

Б. Слесарные тиски.

В. Слесарный верстак.

Г. Защитная сетка.

 

18. Протягиванием через фильеру получается

А. Тонкий металлический лист.

Б. Проволока.

В. Катанка.

Г. Жестянщик.

 

19.  Разверткой является

А. Чертилка.

Б. Плоская заготовка из тонкого металлического листа для изготовления коробки.

В. Кольцо.

Г. Длина окружности.

 

20. В последовательности создания изделия последним должен быть пункт

А. Эскизное конструирование изделия.

Б. Выбор лучшего варианта.

В. Изготовление опытного образца.

Г. Макетирование.

21. Выпуклость на металлическом листе правят

А. Ударами киянки с края к середине выпуклости.

Б. Ударами киянки с середины выпуклости к краям.

В. Протягиванием между забитыми гвоздями.

Г. Ватным тампоном.

22. К разметочному инструменту не относится

А. Циркуль.

Б. Чертилка.

В. Угольник.

Г. Зубило.

 

23. Инструмент для резания тонкого металлического листа

А. Кусачки.

Б. Ножницы.

В. Плоскогубцы.

Г. Круглогубцы.

 

24. Торец проволоки обрабатывают

А. Напильником.

Б. Шлифовальной шкуркой.

В. Рашпилем.

Г. Нагубниками.

 

25. Быстро и качественные кольца можно получить

А. Навивкой проволоки на цилиндрическую оправку и разрезанием пружины.

Б. Гибкой проволоки на оправке в тисках киянкой.

В. Гибкой проволоки плоскогубцами.

Г. Разрезанием проволоки и гибкой плоскогубцами.

26. Отверстия в жести не получают

А. Сверлением.

Б. Пробойником.

В. Пуансоном и матрицей на штамповом прессе.

Г. Молотком.

 

27. К сверлильному станку не относится

А. Шпиндельная бабка.

Б. Электродвигатель.

В. Ременная передача.

Г. Цепная передача.

 

28. В последовательности выполнения заклепочного соединения последним должен быть пункт

А. Разметка и сверление отверстий.

Б. Расклепывание головки заклепки.

В. Вставка заклепок в отверстия.

Г. Осаживание склепываемых заготовок.

29. В выполнении творческого проекта отсутствует этап

А. Подготовительный.

Б. Технологический.

В. Заключительный.

Г. Финишный.

 

30. В последовательности изготовления изделия последним должен быть пункт

А. Разработка чертежей.

Б. Разработка технологического процесса.

В. Испытание изделия.

Г. Изготовление изделия.

 

31. В режиме "Калькулятор" для проекта выполняется

А. Разработка эскизов.

Б. Набор и редактирование текста.

В. Расчет объема и стоимости материалов.

Г. Составление рекламы.

 

 

Тема урока: «Дизайн при проектировании»

Цель: сформировать первичные знания в области дизайн – проектирования изделий по алгоритму дизайна.

Задачи:

  1. Актуализировать знания по теме “Основы дизайна”.
  2. Дать представление об основных направлениях дизайна и об алгоритме выполнения дизайн-проекта.

I. Организационный этап. 
II. Актуализация знаний.
III. Сообщение нового материала.
IV. Этап закрепления полученных знаний.
V. Подведение итогов урока.

Ход урока

I. Организационный этап.

Сообщение темы, цели и задач.

II. Актуализация знаний.

Дизайн-проект должен учитывать интересы, требования разных групп потребителей, должен отвечать многим требованиям:

- быть экологичным,

- экономически выгодным,

- технологичным,

- эстетически выразительным и пр.).

Постановка проблемы: Как подойти к разработке подобного дизайн-проекта? Как при разработке дизайн-проекта продумать и воплотить такой системный подход? Существуют ли какие-то рекомендации, правила в плане последовательности разработки проекта на системной основе?

III. Объяснение нового материала.

1. Общие представления о дизайне.

ДИЗАЙН (от анг.design-замысел, проект) – это особый вид деятельности (вид проектирования), в которой предмету, кроме основного предназначения, придаются качества красоты и повышенной функциональности, эргономичности.

Таким образом, основная идея дизайна – сочетание двух сторон – красоты и функциональности. Дизайн-разработка – это всегда творческая деятельность (в силу своего проблемного характера и постоянной новизны задачи).

2. Из истории дизайна.

В России были попытки заменить понятие "дизайн" на "художественное конструирование". Однако этот термин не прижился, так как не соответствует сути данной деятельности.

Предшественниками современных специалистов по дизайну можно назвать ремесленников. Они изготовляли предметы повседневного спроса, орудия труда, оружие. Каждый стремился сделать свой товар привлекательным для покупателя, был и конструктором, и технологом, и художником в одном лице.

С возникновением массового производства в конце XIX — начале XX в. промышленная продукция утратила многие положительные качества ремесленных изделий. Она стала безликой, некрасивой, не всегда функциональной. Крупные фирмы, чтобы улучшить товар, начали привлекать к проектированию не только грамотных инженеров, но и людей творческих, художественно одарённых. Одной из первых на этот путь в начале XX в. встала немецкая электротехническая компания AEG. Её продукция выгодно отличалась от изделий конкурентов благодаря таланту дизайнера Питера Беренса.

Сформировался же дизайн как новый вид человеческой деятельности в 30-х гг. XX в., в эпоху глубокого экономического кризиса в Европе и Америке. Одним из его основателей считают Раймонда Лоуи, морского офицера в отставке. Оказавшись в США, он был поражён обилием товаров и одновременно их внешней убогостью. Художник и эстет в душе, Лоуи стал предлагать свои услуги предпринимателям, хозяевам магазинов, изготовителям рекламы. Начав с оформления витрин и упаковки сигарет, он очень скоро приобрёл не только богатство, но и широкую известность. Разработанная Лоуи упаковка сигарет “Лаки Страйк” более полувека выпускается без изменений. Лоуи понял, что покупателю нужен не просто дешёвый и добротный товар, а изделие, удобное в использовании, обладающее эстетической привлекательностьюОн впервые попытался связать воедино пользу, удобство и красоту.

3. Направления дизайна.

Направления дизайна:

  • Графический дизайн

Разработать такой стиль оформления, компоновку и организацию содержания учебного материала, которые бы делали материал максимально наглядным, выделяли важные моменты изучаемого, облегчали его понимание и привлекали внимание своей эстетикой.

  • Коммуникативный дизайн

Это разработка электронных учебных материалов в форме web-страниц Интернет.

  • Психо-дизайн

Это учет "человеческого фактора" при проектировании наглядных пособий и др. дидактических материалов. Человеческий фактор – это осознание адресованности любого проекта именно человеку с его уникальными индивидуальными характеристиками, психологическими особенностями, а также приоритетный учет этих характеристик в любой разработке.

  • Дизайн одежды

Это основы проектирования и изготовления одежды и изделий декоративного характера.

  • Дизайн интерьера

Дизайн интерьера – это разработка дизайн-проектов помещений (предметно-пространственной среды). Разработка состоит из нескольких этапов:

– обсуждение цветовых и стилевых предпочтений.
– проект-предложение по планировке помещения;
– проект-предложение по расстановке мебели и аксессуаров во всех помещениях;
– пластическое решение потолков и декоративных перегородок;

  • Промышленный дизайн

Промышленный дизайн – это разработка и изготовление объектов

  • Эрго-дизайн

Эрго-дизайн ("эрго" от слова "эргономика") – это учет "человеческого фактора", эргономических норм при организации рабочих зон.

Эргономика – наука, изучающая взаимодействие человека и техники для создания наилучших орудий и условий труда людей, работающих с техникой.

  • Эко-дизайн

Эко-дизайн ("эко" от слова "экология") – это основы проектирования и изготовления изделий из природных материалов, оформление цветочных композиций и ландшафтное проектирование.

  • Дизайн рекламы

Дизайн рекламы – это разработка и изготовление тематических стендов, рекламных и творческих работ.

  • Арт-дизайн

"Арт" означает "искусство"; "арт-дизайн" дословно переводится "искусство дизайна". Арт-дизайн – это широкое понятие, включает разные творческие направления. Но отличительная особенность арт-дизайна в том, что работы, выполняемые в его рамках, не имеют основной целью создать изделия прикладного характера. Это творческие работы, которые несут прежде всего художественную, эстетическую ценность; выполняются они с учетом эстетических канонов.

4. Понятие "Алгоритм дизайна" и этапы работы дизайнера

Алгоритм дизайн-проекта:

  1. Анализ и осознание проблемы
  2. Выбор оптимального решения проблемы
  3. Обоснование решения
  4. Разработка технологии
  5. Реализация технологии

Основные этапы дизайн-проекта:

  1. Возникновение и осмысливание потребности
  2. Определение методов и способов её удовлетворения с учетом различных факторов
  3. Разработка проекта объекта (изделия), реализующего методы и способы удовлетворения потребности
  4. Изготовление по проекту изделия (объекта), который удовлетворяет человеческую потребность

На производстве дизайн-проект включает в себя расширенный перечень этапов.

  1. Предпроектное исследование.


Оно заключается в сборе информации о подобных моделях, их качествах и достоинствах, применяемых материалах, положении на рынке и т. д. На основе полученной информации формируется перечень (пакет) качеств, которыми должна обладать новая машина. Это некий словесный портрет будущего изделия.

  1. Эскизный проект. 


Пользуясь предварительной информацией, дизайнер занимается поиском образа. Делает множество эскизов, прорисовывает варианты в различных ракурсах. 
На стадии эскизного проектирования изготовляют макеты (обычно пластилиновые) в масштабе 1:5 или 1:4 с различными вариантами формы. На основе анализа эскизов и масштабных макетов выбирается вариант для технического дизайн-проекта.

  1. Технический дизайн-проект. 

Выполняется макет в масштабе 1:1 из пластилина, гипса, полимерных материалов на металлическом или деревянном каркасе. При этом могут вноситься некоторые изменения и в проектируемую форму. Ведётся подготовка к изготовлению опытного образца.

  1. Рабочий проект. 


На этом этапе согласовывают все изменения, уточняют материалы, из которых будет изготовлена модель, и делают демонстрационный макет. Макет является своего рода эталоном, по которому будет вестись рабочее проектирование конструкции, организация производства и т.д.

В промышленном производстве рабочий проект предполагает также осуществление надзора за технической документацией, создание опытных образцов для испытаний, внесение изменений в модель по результатам испытаний.

Всё, о чём рассказано выше, относится к проектированию любого изделия. Конечно, есть некоторые отличия, связанные со спецификой того или иного объекта, но принцип системного подхода и поэтапного проектирования остаётся в дизайнерском творчестве неизменным.

IV. Закрепление.

Закрепление на данном этапе можно организовать, используя различные формы контроля: фронтальный опрос, обсуждение вопросов в группе, паре, индивидуальная письменная работа, тестовые задания.

Вопросы для повторения.

  1. Какова основная идея дизайна?
  2. Какова роль компьютерного дизайна в работе? Перечислите преимущества, возможности при его использовании в процессе обучения.
  3. Как учитель-предметник может применить технологии компьютерной графики и дизайна в своей работе?
  4. Перечислите и охарактеризуйте разные направления дизайна. Проведите их сравнительный анализ.
  5. Что означает "человеческий фактор" при дизайн-проектировании и организации рабочих зон?

V. Подведение итогов урока.

Электричество в нашем доме

8 класс

Тип урока:
урок изучения нового материала.

Цели:

·                      изучить устройство и принцип действия лампы накаливания, предохранителей, электрических нагревательных приборов;

·                      выяснить причины перегрузки в сети и короткого замыкания;

·                      напомнить учащимся правила безопасного обращения с электричеством и правила оказания первой помощи;

·                      прививать учащимся интерес  к научным знаниям.

Оборудование: презентация к уроку, плакаты, настольная лампа,  лампочки, предохранители.

Ход урока

  1. Вступительное слово учителя.

Электричество кругом,
Полон им завод и дом,
Везде заряды: там и тут,
В любом атоме «живут».
А если вдруг они бегут,
То тут же токи создают.
Нам токи очень помогают,
Жизнь кардинально облегчают!
Удивительно оно, НА благо нам обращено,
Всех проводов «величество»
Зовется: «Электричество»!

Итак, тема нашего урока «Электричество в нашем доме» 

Сегодня на уроке мы должны познакомиться с устройством и принципом действия лампы накаливания, предохранителей, электрических нагревательных приборов; выяснить причины перегрузки в сети и короткого замыкания; вспомнить правила безопасного обращения с электричеством  и правила оказания первой помощи пораженному током человеку.

2.    Объяснение нового материала.

Основная часть современной лампы накаливания – спираль из тонкой вольфрамовой проволоки. Вольфрам – тугоплавкий металл, его температура плавления 3387 ° С. В лампе накаливания вольфрамовая спираль нагревается до 3000 ° С, при такой температуре она достигает белого каления и светится ярким светом. Спираль помещают в стеклянную колбу, из которой выкачивают насосом воздух, чтобы спираль не перегорала. Но в вакууме вольфрам быстро испаряется, спираль становится тоньше и тоже сравнительно быстро перегорает. Чтобы предотвратить быстрое испарение вольфрама, современные лампы наполняют азотом, иногда – криптоном или аргоном. Молекулы газа препятствуют выходу частиц вольфрама из нити, т. е. разрушению накаленной нити.

На столах у учащихся различные лампочки для близкого рассмотрения. А также плакат на доске.

На плакате показано строение современной газонаполненной лампы накаливания. Концы спирали 1 приварены к двум проволокам, которые проходят сквозь стекло баллона 2 и припаяны к металлическим частям цоколя 3 лампы: одна проволока к винтовой нарезке, а другая – к изолированному от нарезки основанию цоколя 4. Для включения лампы в сеть ее ввинчивают в патрон. Внутренняя часть патрона содержит пружинящий контакт 5, касающийся основания цоколя лампы, и винтовую нарезку, удерживающую лампу. Пружинящий контакт и винтовая нарезка патрона имеют зажимы, к которым прикрепляют провода от сети.

Демонстрация включения лампы в сеть в светильнике.

Промышленность выпускает лампы накаливания на напряжение 220 и 127 В (для осветительной сети), 50 В (для железнодорожных вагонов), 12 и 6 В (для автомобилей), 3,5 и 2,5 В (для карманных фонарей).

Рассказ учителя о применении теплового действия тока.

Тепловое действие тока используют в различных электронагревательных приборах и установках.

-Как вы думаете, где в домашних условиях применяется тепловой действие тока?

 В промышленности тепловое действие тока используют для выплавки специальных сортов стали и многих других металлов, для электросварки. В сельском хозяйстве с помощью электрического тока обогревают теплицы, кормозапарники, инкубаторы, сушат зерно, приготовляют силос.

Основная часть всякого нагревательного электрического прибора – нагревательный элемент. Нагревательный элемент представляет собой проводник с большим удельным сопротивлением, способный, кроме того, выдерживать, не разрушаясь, нагревание до высокой температуры (до 1000-1200 °С). Чаще всего для изготовления нагревательного элемента применяют сплав никеля, железа, хрома и марганца, известный под названием нихром » . Удельное сопротивление нихрома р = 1,1 (Oм • мм)/ м, что примерно в 70 раз больше удельного сопротивления меди. Большое удельное сопротивление нихрома дает возможность изготовлять из него весьма удобные – малые по размерам – нагревательные элементы.

В нагревательном элементе проводник в виде проволоки или ленты наматывается нa пластинку из жароустойчивого материала: слюды, керамики. Так, например, нагревательным элементом в электрическом утюге служит нихромовая лента, от которой нагревается нижняя часть утюга.

Рассказ учителя о коротком замыкании (слайд №6).

Электрические цепи всегда рассчитаны на определенную силу тока. Если пo той или иной причине сила тока в цепи становится больше допустимой, то провода могут значительно нагреться, а покрывающая их изоляция – воспламениться.

Причиной значительного увеличения силы тока в сети может быть или одновременное включение мощных потребителей тока, например электрических плиток, или короткое замыкание. Коротким замыканием называют соединение концов участка цепи проводником, сопротивление которого очень мало пo сравнению с сопротивлением участка цепи. Короткое замыкание может возникнуть, например, при ремонте проводки под током или при случайном соприкосновении оголенных проводов.

Сопротивление цепи при коротком замыкании незначительно, поэтому в цепи возникает большая сила тока, провода при этом могут сильно накалиться и стать причиной пожара. Чтобы избежать этого, в сеть включают предохранители.

Рассказ учителя о предохранителях (слайд №7).  Демонстрация предохранителя.

Назначение предохранителей – сразу отключить линию, если сила тока вдруг окажется больше допустимой нормы. Рассмотрим устройство предохранителей, применяемых в квартирной проводке.

Главная часть предохранителя – проволока С из легкоплавкого металла (например, из свинца), проходящая внутри фарфоровой пробки П. Пробка имеет винтовую нарезку Р и центральный контакт К. Нарезка соединена с центральным контактом свинцовой проволокой. Пробку ввинчивают в патрон, находящийся внутри фарфоровой коробки.

Свинцовая проволока представляет, таким образом, часть общей цепи. Толщина свинцовых проволок рассчитана так, что они выдерживают определенную силу тока, например 5 А, 10 А и т. д. Если сила тока превысит допустимое значение, то свинцовая проволока расплавится и цепь окажется разомкнутой.

Предохранители с плавящимся проводником называют плавкими предохранителями, в котором перегоревшую деталь можно заменять. Еще есть предохранители, действие которых основано ни на плавлении, а на тепловом расширении тел при нагревании (слайд №8). Предохранители располагают нa  специальном щитке, устанавливаемом у самого ввода проводов в квартиру, называемом счетчиком. В каждый из проводов последовательно включают отдельный предохранитель. Некоторые люди вместо настоящих предохранителей вставляют «жучки», т. е. различные проволочки. Этого делать нельзя, т. к. обычная проволока при резком возрастании силы тока не перегорает и электрическая цепь не прерывается, следовательно  произойдет возгорание проводов всей проводки, а это ведет к пожару.

Рассказ учителя и демонстрация слайдов №9–12 об электрических приборах, используемых человеком.

Если с предохранителями в квартире все в порядке, то люди могут спокойно пользоваться различными электрическими приборами.

Сообщение учащихся о бытовых приборах.

Электронагревательные приборы показаны на слайде №9.

Электрические приборы для досуга показаны на слайде №10.

Электрические приборы на кухне показаны на слайде №11.

Электрические приборы для облегчения труда показаны на слайде №12.

Рассказ учителя о действии тока на тело человека.

Тело человека и животных очень хорошо проводит электрический ток, поскольку содержит ионные растворы. Характер и глубина воздействия электрического тока на организм человека зависит от силы и рода тока и времени его действия, пути прохождения через тело человека, физического и психологического состояния последнего. Наибольшую опасность представляет прохождение тока через мозг и те нервные центры, которые контролируют дыхание и сердце человека. Смерть человека может наступить при силе тока 0,1А (100 мА). Особенно опасны участки, расположенные на висках, спине, тыльных сторонах рук, голенях, затылке и шее. Их сопротивление существенно меньше, чем у остальных частей тела. Самыми уязвимыми у человека являются, так называемые, акупунктурные точки на шее и мочках ушей: при ударе током в эти точки смертельным может оказаться даже напряжение 10–15 В.

Сопротивление человеческого тела не имеет постоянного значения. Оно зависит от состояния человека, его кожи, наличия на ее поверхности пота, содержания алкоголя в крови. Сухая, огрубевшая кожа имеет высокое сопротивление, а тонкая, нежная и влажная – низкое. Снижается сопротивление и при различных повреждениях кожи (порезы, царапины, ссадины). При сухой и неповрежденной коже сопротивление тела человека от пальцев одной руки до пальцев другой составляет 100000 Ом и выше. Если же руки потные, то сопротивление между ними оказывается равным 1500 Ом и ниже. Каждому из этих случаев соответствует свое смертельное напряжение.

Рассказ учителя о правилах безопасного обращения с электричеством.  

Опасность поражения током требует обязательного соблюдения правил безопасного труда при работе с электрическими цепями. Прикоснувшись к проводнику, находящемуся под напряжением, человек включает себя в электрическую цепь.

Переменный ток более опасен, чем постоянный. Напряжение, действующее при соприкосновении с одним полюсом или фазой источника тока, называется напряжением прикосновения. В случае, когда человек оказывается вблизи упавшего на землю провода, находящегося под напряжением, возникает опасность поражения шаговым напряжением. Напряжение шага – это напряжение между двумя точками цепи тока, находящимися одна от другой на расстоянии шага, на которых одновременно стоит человек. Такую цепь создает растекающийся по земле от провода ток. Оказавшись в зоне растекания тока, человек должен соединить ноги вместе и, не спеша выходить из опасной зоны так, чтобы при передвижении ступня одной ноги не выходила полностью за ступню другой. При случайном падении можно коснуться земли руками, чем увеличить разность потенциалов и опасность поражения. Действие электрического тока на организм характеризуется основными поражающими факторами: электрический удар, приводящий к судорогам, остановке дыхания и сердца; электрические ожоги; механическое воздействие; биологическое действие тока выражается в раздражении и перевозбуждении нервной системы.

Рассказ учителя о правилах оказания первой медицинской помощи человеку, пораженному током. 

При поражении человека электрическим током нужно освободить пострадавшего от проводника с током. В первую очередь следует обесточить проводник. Если отключить его невозможно, надо срочно отделить от него пострадавшего, используя сухие палки, веревки и другие средства. Можно взять пострадавшего за одежду, если она сухая и отстает от тела, не прикасаясь при этом к металлическим предметам и частям тела, не покрытым одеждой. При оказании помощи надо изолировать себя от «земли», встав на непроводящую ток подставку (сухая доска, сухая резиновая обувь и т. п.), и обернуть руки сухой тканью. Пострадавшему обеспечить покой и наблюдение за пульсом и дыханием.

Чтобы избежать поражения электрическим током, необходимо все работы с электрическим оборудованием и приборами проводить после отключения их от электрической сети. Электроприборы и электромашины в доме, ванной и на кухне – потенциальные источники опасности. Стоя под душем или держась одной рукой за водопроводный кран, опасно мокрым пальцем даже дотрагиваться до неисправного выключателя.

Рассказ учителя о положительном действии тока.

Однако действие электрического тока на человеческий организм может быть не только отрицательным, но и положительным. Во время медицинского обследования в современной поликлинике и при жалобах пациентов на сердечные или головные боли врачи обязательно снимают электрокардиограмму или  энцефалограмму – сигналы небольших биологических токов, протекающих в сердце или головном мозге. Сравнивая форму сигналов определенного участка организма в здоровом и больном состоянии, легко установить причину заболевания. Посредством электрических раздражений мозга (электрошоком) лечат некоторые психические заболевания. Кратковременные высоковольтные электрические разряды через сердце помогают иногда предотвратить смерть пациента при тяжелом нарушении сердечной деятельности. При радикулите, невралгии и некоторых других заболеваниях применяют гальванизацию (электрофорез): приложив к пациенту электроды, пропускают через него слабый постоянный ток. Это оказывает болеутоляющий эффект, улучшает кровообращение.

3. Проверка усвоения  материала.

Устная проверка знаний «Верю – не верю» (слайд №13).

Сейчас мы проверим ваши знания о действии тока на тело человека. Если вы согласны с утверждением,  то поднимаете правую руку, если не согласны – левую.

1.                   Смерть человека может наступить при силе тока 0,1 А.

2.                   Тяжесть поражения током одинакова при любых состояниях тела человека.

3.                   При освобождении пострадавшего током можно дотрагиваться до него голыми руками.

4.                   Все электрические приборы являются потенциальными источниками опасности.

5.                   Физиологическое действие тока приносит только непоправимый вред.

Анализ результатов.

4. Подведение итогов

Подведем итоги нашего урока.

·                      Назовите основную часть лампы накаливания.

·                      Зачем баллоны современных ламп наполняют инертными газами?

·                      Как устроен патрон для включения лампы накаливания в сеть?

·                      Приведите примеры использования тепловых действий тока.

·                      Что может служить причиной значительного увеличения силы тока в сети?

·                      В чем причина короткого замыкания?

·                      Для чего нужны предохранители?

Прочитаем слова русского поэта XIX века Якова Петровича Полонского (слайд №14).

«Царство науки не знает предела –
Всюду следы ее вечных побед,
Разума слово и дело
Сила и свет.»

Эти слова по праву можно отнести к замечательной науке – электродинамике, подарившей нам столько открытий, осветившей нашу жизнь в прямом и переносном смысле. А сколько еще не опознанного вокруг! Какое поле деятельности для пытливого ума, умелых рук и любознательной натуры. Так что запускайте свой вечный думатель и вперед!!!

5. Домашнее задание.

Прочитать в учебнике § 54-55 (слайд №15).

6. Рефлексия. Отметка на листе настроения.

Лист настроения для каждого ученика. (изображены лица с различным выражением: улыбающееся, грустное, без эмоций).